Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Часть 1. Двадцать лет между двумя войнами

был выражением политического противостояния крупнейших ев-ропейских держав в Дунайско-Балканском регионе, то есть отра-жением экономического национализма и политических амбиций Франции, Италии, Великобритании, а затем и Германии. Однако именно изменение политической ситуации делало невозможным достижение общего соглашения.

Вероятно, общая договоренность по вопросу об экономичес­кой стабилизации в регионе была бы возможна, если бы суще-ствующее соотношение сил не изменило появление нового (или возрожденного) фактора германского влияния, заставившего Францию предпринимать изнурительные (и почти всегда беспо-лезные) усилия, чтобы сочетать поиск общих договоренностей с дипломатическими гарантиями, которые подтвердили бы силу га-рантий в отношении Германии. Французское правительство пред-приняло шаги в этом направлении в 1927 г., когда предложило создать конфедерацию государств–преемников Австро-Венгерской империи, однако предложение не имело успеха из-за оппозиции Штреземана и враждебного отношения Италии, обусловившего отрицательную позицию Австрии. На данном этапе французская политика все еще представляла собой зондаж возможности объеди-нить усилия европейских государств, с которым Бриан связывал надежды на безопасность Франции. Эта ориентация была возоб­новлена в 1929-1930 гг. в форме его предложений по созданию Европейского союза.

В 1931 г. французы в сотрудничестве с чехословацким прави-тельством вновь выдвинули свои предложения по созданию кон-федерации, учитывая опыт только что провалившегося проекта австро-германского таможенного союза. По существу, их план предусматривал создание системы таможенных, тарифных, торго-вых и финансовых связей между Австрией, Чехословакией, Юго­славией, Румынией и Венгрией с перспективой все более тесной экономической, а затем и политической интеграции. Как отмечает Д’Амойя, «консервативные цели плана были даже слишком оче-видны. Австрия и Венгрия, более слабые в экономическом отноше-нии из-за промышленного и торгового превосходства Чехословакии и, кроме того, зависящие от финансовой поддержки Франции, оказались бы в подчиненном положении по отношению к Малой Антанте и вынуждены были бы признать status quo».

На стороне Франции была мощь ее финансовых ресурсов. Не будучи еще серьезно затронута рецессией и обладая внушитель-ными запасами золота, она могла предоставлять «политические» займы на хороших условиях. С противоположной стороны ни Италия, ни Германия (которые по этому поводу попытались пред-

Глава 2. «Великая депрессия» и первый кризис...

155

принять согласованные шаги в противодействие Франции) не располагали сравнимыми ресурсами. Кроме того, они занимали соперничающие позиции в отношении Angleichung. Реализация французского проекта несколько продвинулась вперед, и в апреле 1932 г Франция и Великобритания приняли решение организо­вать международную конференцию по проблемам «оздоровления» Дунайской Европы. Такая конференция открылась 5 сентября 1932 г. в г. Стреза с целью выработать предложения по оздоров­лению рынка капиталов, улучшению условий торгового обмена, сбалансированию цен на промышленную и сельскохозяйствен­ную продукцию и контролю за ними в регионе Дунайского бас­сейна и в сопредельных странах.

Концепции проблем региона, противостоявшие друг другу с самого начала, проявлялись во время работы конференции. Ее главные участники сделали все возможное для утверждения соот­ветствующих точек зрения. В какой-то момент показался возмож­ным компромисс относительно предложения, допускавшего прин­цип заключения многосторонних соглашений при условии, что будут соблюдаться уже существующие двусторонние соглашения. Однако такая концепция, поддерживавшая позиции Франции и Италии, оспаривалась немцами, которые стремились истолковать ее как способ сдерживать их инвестиции в Австрии увязав это с общим сотрудничеством на Балканском полуострове. Таким об­разом, конференция завершилась практически ничем, приняв ре­шения о мерах общего характера, богатых по концепциям, но чрезвычайно бедных по своей эффективности. «Спасение дунайс­ких государств, - замечают по этому поводу Жиро и Франк, -происходило посредством их вхождения одного за другим в “кли-ентелу" одной из великих держав». Чехословакия, Югославия и Румыния (но эта последняя с множеством оговорок) были связаны с Францией; Венгрия, Австрия и Болгария, в большей степени выбивавшаяся из общего ряда, сближались с Италией, однако были готовы также воспользоваться плодами германского подъема; Ал­бания контролировалась Италией и Великобританией; Греция была частью британской средиземноморской системы.

Ощущение (более или менее обоснованное), что французы хотели воспользоваться своим финансовым превосходством для того, чтобы извлечь из него политические преимущества, в конце концов обернулось им во вред. За несколько недель, в то время как Чехословакия оставалась связанной с Францией, весь Бал­канский полуостров вступил в этап развития, сопровождавшийся важными новшествами, и чреватый серьезными последствиями. В Югославии, где в начале 1929 г. король Александр I осуществил

156