Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Часть 2. Вторая мировая война

что потеряет надолго способность оказывать помощь своим союз-никам своими активными действиями на фронте борьбы с гитле-ризмом». Перед лицом повторяемых и почти отчаянных призывов Сталина, выдвигавшего идею британского вмешательства посыл-кой экспедиционнного корпуса из 25-30 дивизий через Архан­гельский порт и через Иран в направлении южных регионов СССР или в какую-либо балканскую страну, Черчилль пришел к выводу о том, что бесполезно «дискутировать с человеком, видев­шим проблемы в совершенно нереальной перспективе».

Этот обмен мнениями достаточно ясно показывает сложность новой ситуации. Следует вспомнить, что Гитлер напал на СССР, надеясь разгромить его за несколько недель; и следует вспомнить, что аналогичное убеждение было достаточно широко распростра-нено в западном мире. В свете таких предпосылок призывы Ста-лина могли быть истолкованы по-разному. С одной стороны, они придавали обоснованность гитлеровским тезисам и заставляли опасаться, что пророчество относительно прямого столкновения между Германией и англосаксонскими странами может очень быст-ро стать реальностью; это приводило к выводу о том, что помо-гать уже побежденной стране было бесполезно и опасно. С дру-гой стороны, шаги, предпринятые Сталиным, представлялись также как аргументы для обоснования тезиса о своего рода неви-новности Советского Союза в аннексиях 1939-1941 гг., совер-шенных с согласия (или при отсутствии неодобрения) Гитлера. Действительно, по утверждениям Сталина, только благодаря этим аннексиям стало возможно достаточно длительное сопротивление немцам, позволившее Советам «одним» сдержать первую и вто­рую волну германского наступления. Отсутствие британской по-мощи легитимизировало право Советов на создание собственного «санитарного коордона». Идея открыть второй фронт во Фран-ции и, еще хуже, в других частях Европы в 1941 г., год спустя после Дюнкерка была совершенно нереальна, как отмечал сам Черчилль. Однако с течением времени этот аргумент становился простой отговоркой, направленной на то, чтобы переложить глав-ным образом на Советы тяжесть отпора германскому натиску.

6.2.2. СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ И НОВЫЙ ЭТАП ВОЙНЫ

В ЕВРОПЕ

Эти расхождения вводили в проблему, которая приобрела неотложный характер через год, после вступления в конфликт Соединенных Штатов, но изменила свой политический смысл. С 1939 по 1941 г. американское общественное мнение и, в еще

Глава 6. Глобальная война

417

большей степени, рузвельтовское окружение проделали большой путь к отступлению от политики нейтралитета. Вплоть до ноября 1940 г. Рузвельт был связан кампанией по его избранию на тре-тий срок президентом Соединенных Штатов, в течение которой обиды различных этнических групп остро ощущались рузвельтов-ской коалицией (в особенности в том, что касалось группы ита-ло-американцев, в которой доминировали профашистские деяте-ли и которая была раздражена жесткой речью, произнесенной Рузвельтом в Шарлоттсвилле против вступления Италии в вой-ну). Но после преодоления трудностей, связанных с выборами, перед Рузвельтом открылась достаточно длительная перспектива, предоставлявшая свободу маневра, при которой появилась воз-можность принимать самые смелые решения. Эти решения в лю­бом случае должны были не повторять вильсоновские иллюзии, а реалистичным образом сооответствовать как интересам полного возрождения американской экономики после рецессии, так и планам неуклоннного усиления ее влияния в мире; эти решения должны были заложить основы для тесного сотрудничества с Ве-ликобританией. В декабре–январе 1940-1941 гг. неотложной проблемой было оказание помощи Великобритании, но при этом следовало избежать возвращения к запутанной ситуации межсо­юзнических долгов. Для решения этой проблемы Рузвельт пред-ложил, чтобы финансовая поддержка превратилась в помощь по-ставками товаров, за которые Великобритания расплачивалась бы натурой. Рузвельт придумал тогда метафору, ставшую впослед-ствии знаменитой: если горит дом соседа, то справедливо и бла-горазумно, не требуя предварительной оплаты, одолжить ему ре-зиновый шланг, соединенный с собственным насосом, для того, чтобы погасить огонь. Сосед вернет долг, когда сможет, но рас­пространения огня удастся избежать. В одной из знаменитых «бе-сед у камина», с которыми Рузвельт обращался к американцам по радио, разъясняя собственную политику, он использовал еще одно выражение: Соединенные Штаты должны стать «арсеналом демократии», помогая англичанам, даже рискуя быть вовлечен-ными в войну.