Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Часть 1. Двадцать лет между двумя войнами

договор с Чехословакией от 1935 г. войдет в действие, были от-теснены от участия в происходивших событиях. В два часа ночи 30 сентября было подписано соглашение, состоявшее из восьми пунктов, которые предусматривали:

  1. эвакуацию Чехословакии из Судетской области, начиная с 1 октября;

  1. завершение эвакуации к 10 октября;

  1. сформирование комиссии для определения условий эвакуа-ции, в которой принял бы участие, кроме представителей четы-рех государств, участвовавших конференции в Мюнхене, также представитель Чехословакии;

  2. оккупацию германскими войсками территорий с преиму-щественно немецким населением, начиная также с 1 октября;

  3. определение территорий, где следовало организовать пле-бисцит, и выработка методов его проведения;

  4. поручить комиссии, о которой говорится в п. 3, установить окончательную границу;

  5. предоставление право выбора жителям Судетской области в течение шести месяцев;

  6. обязательство правительства Чехословакии предоставить во-еннослужащим, выходцам из немецких Судет, отпуск в течение четырех недель отпуск.

В прилагаемом протоколе содержались гарантии, за которые ратовали Англия и Франция, относительно новых границ, а также против не спровоцированной агрессии. Эти гарантии итальянцы и немцы ставили в зависимость от решения споров о границах Чехословакии с Венгрией и Польшей.

Спустя полчаса после завершения заседаний конференции со-глашение было сообщено чехословацкому правительству, которое утром 30, подчинившись воле своих союзников и своих против-ников, приняло его. Перед возвращением в Лондон Чемберлен встретился снова с Гитлером и они обсудили другие проблемы. Чемберлен добился того, что Гитлер подписал документ, в котором подтверждалось первостепенное значение добрых англо-герман-ских отношений для мира в Европе. В нем также утверждалось, что Мюнхенское соглашение и англо-германское соглашение о морских вооружениях стали символом, выражавшим стремление обеих стран трудиться на благо сохранения мира; в заключении говорилось, что «консультации становятся методом обсуждения любого вопроса, который может возникнуть между двумя страна-ми», так как оба политических деятеля были решительно намере-ны продолжать усилия «по устранению возможных источников

Глава 3. Кризис и крах Версальской системы

261

разногласий и таким образом содействовать обеспечению мира в Европе».

Если Чемберлен, в самом деле, верил, что после трагедии, со-вершившейся прошедшей ночью, этот разыгранный фарс баналь-ных обещаний значит больше, чем листок бумаги, на котором он был написан, то он обманывал себя и других. Чемберлен за время своих контактов с Гитлером научился понимать реальную цену его обещаний, а потому можно поверить свидетельствам тех, кто утверждал, что он хвастливо размахивал листком, на котором было написано соглашение, как страстно желанным победным трофеем (это подтверждает знаменитый эпизод кинохроники той эпохи). Однако поступил он так в силу пропагандистских сообра-жений, используя подходящий случай.

Внешне казалось, что этот документ и Мюнхенские соглаше-ния могли спасти мир от катастрофы. По возвращении Муссолини в Италию толпа рукоплескала ему как главному герою спектакля, который он лишь помогал разыграть. В душе он был огорчен тем, что народ, который он стремился приучить к жесткой необходи-мости войны, встретил его аплодисментами как миротворца.

Принятое мирное решение создавало фон для убеждения, что, вообще-то, оно соответствовало принципу самоопределения, воз-можно истолкованному несколько грубо и безапелляционно. Никто не мог отрицать немецкий характер населения Судет, но именно это вызывало тревогу на будущее. Что может случиться с Данцигом, население которого было также по преимуществу не-мецким? Чемберлен, возможно, думал, что выиграл для своей страны драгоценное время и укрепил те группы, которые и в Гер-мании также были заинтересованы в сохранении мира. Именно Риббентроп и Гиммлер, представлявшие крайне реакционное крыло нацистского руководства, подогревали недовольство Гит-лера в связи с несостоявшейся военной акцией. Но для Гитлера конкретный успех, за который не пришлось платить существен-ную цену, был уже важным результатом, чтобы хвастаться им как перед немецким народом, так и перед своими противниками. Рейх с населением в 80 млн человек стал реальностью. Поэтому в Мюнхене настоящее поражение, кроме подлинных жертв, потер-пели французы (именно для них болезненные перемены означали конец Малой Антанты, сдвиг к их изоляции и бессилию) и италь-янцы, поскольку Муссолини снова увидел, что в Европе возрос вес его квази-союзника в ущерб влиянию Италии, полностью подчинившейся господству Германии.

Часть вторая ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА

Глава четвертая НАКАНУНЕ ВОЙНЫ