Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Глава 6. Глобальная война

401

Одиозный характер войны стал очевиден благодаря присущим ей с того момента целям геноцида. До тех пор, пока война велась со странами Западной Европы, немецкие вооруженные силы, хотя и действовали со зверской жестокостью, не преследовали целей систематического уничтожения населения. Антиеврейские преследования, начатые в Германии, были экспортированы в ок-купированные страны, и прежде всего в Польшу, через создание гетто и первые массовые убийства (1940 г.), однако они не при-обрели еще черт «программы» уничтожения населения, которая будет сопровождать войну против Советского Союза. Это измене-ние имплицитно содержалось в нацистской концепциии расы и в антиеврейской политике, но оно еще не приобрело очертаний ве-дения войны против народа «низшей расы». Первый шаг в этом направлении был совершен 3 марта 1941 г., когда генерал артил-лерии Альфред Йодль, человек, ставший вместе с Гитлером пер-вым участником подготовки плана нападения на СССР, изложил «Особые инструкции», которые, по воле фюрера, должны были прилагаться к приказам по «плану Барбаросса».

«Предстоящая кампания, - писал Йодль, - будет чем-то большим, чем простой вооруженный конфликт; она будет схват-кой между разными идеологиями. Учитывая масштабы вовлечен-ной территории, эта война не закончится простым поражением воооруженных сил противника... Болыпевистско-еврейская ин­теллигенция должна быть уничтожена, поскольку до сих пор она была “угнетателем” народа».

Этот документ стал основополагающим в первой откровенной директиве о массовом уничтожении населения, объявленной Гит-лером на совещании главнокомандующих и самых авторитетных военачальников всех германских вооруженных сил — совещании, ставшем одним из моментов, избранных Гитлером для выдвиже-ния своих лозунгов в ходе войны. Фюрер знал, что не все высшие офицеры были готовы следовать за ним по пути геноцида, кото-рый он намеревался осуществлять, и хотел своими зажигательны-ми лозунгами и своими апелляциями к «столкновению двух ци-вилизаций» зажечь души самых нерешительных и поставить в трудное положение тех, кто, как он знал, враждебно относились к его концепциям войны. Официального текста этой речи не су-ществовало. Но из записок генерала Гальдера следует, что Гитлер сказал:

«Война против России будет носить такой характер, что ее невозможно будет вести рыцарскими методами. Это - борьба между различными идеологиями и расами, и ее придется вести с беспрецедентной жестокостью, беспощадностью и неумолимостью.

402

Часть 2. Вторая мировая война

Все офицеры должны будут избавиться от своих устаревших идей. Я знаю, что такое ведение войны выходит за пределы вашего по­нимания, генералы, однако я твердо настаиваю на том, чтобы мои приказы выполнялись без обсуждения. Комиссары представ­ляют идеологию, совершенно противоположную национал-социа­лизму. Поэтому комиссары должны быть уничтожены. Солдаты, нарушившие международные законы, будут прощены... Россия не участвовала в подписании Гаагской конвенции, следовательно, она не имеет никакого права апеллировать к этим законам».

Геринг, получивший должность куратора по экономическим проблемам, связанным с оккупацией восточных территорий, ус­тановил, что производство продукции на наиболее плодородных землях, оккупированных немецкими войсками, не должно ис­пользоваться для снабжения населения промышленных районов. Рабочих можно обречь на голодную смерть, а основная масса продовольствия должна быть предназначена немцам. В приказе от 23 мая 1941 г. он уточнял:

«Всякая попытка спасти население от смерти из-за недоеда­ния, импортируя излишки продовольствия из черноземной зоны (самой плодородной части Украины) явилась бы ущербом снаб­жению Европы. Она снизила бы способность Германии удовлетво­рять свои собственные потребности во время войны и нанесла бы ущерб способности Германии и Европы сопротивляться блокаде. Это должно быть усвоено ясно и недвусмысленно».

Такая концепция военных действий в целом была одновре­менно распространена на предусмотренное уничтожение комму­нистических руководителей и евреев. В преддверии кампании против СССР были сформированы специальные «боевые груп­пы», которые должны были действовать в тылу армии и под ру­ководством высшего командования СС (Schutz Staffel) и полиции. 2 июля Рейнхард Гейдрих, шеф главного управления имперской безопасности, а также глава полиции и службы безопасности (СД) разослал приказы, которые он устно получил от Гиммлера незадолго до начала осуществления «плана Барбаросса». Среди прочего пункт 4-й гласил:

«Казни. Подлежат казни все функционеры Коминтерна (как и все профессиональные коммунистические политики вообще), высшие, средние, мелкие функционеры партии, центральных ко­митетов, областных комитетов, народные комиссары, евреи, за­нимающие партийные и государственные должности, и прочие элементы [которые будут сочтены бесполезными]».

Эти приказы касались «низших народов» и евреев. Однако в отношении последних речь шла только о первом шаге непрерывных