Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Часть 2. Вторая мировая война

начиная с сентября 1943 г. в Италии, научили, наконец, кое-чему твердолобых военных бюрократов англосаксонских государств.

Подписание акта о капитуляции не положило сразу конец войне. В государства зоны Тихого океана сообщение об офици-альной капитуляции Японии пришло только 12 сентября. Лишь в середине сентября были достигнуты соглашения о разделе терри-тории Кореи на две зоны оккупации: советскую - к северу от 38-й параллели и американскую — к югу от нее.

7.9. Атомная проблема

Применение двух атомных бомб решило вопрос о капитуля-ции Японии. Если это событие рассматривать, руководствуясь логикой Второй мировой войны, то оно будет казаться успехом в соперничестве с участием всех воюющих сторон, поскольку оно показало такое технологическое превосходство США и их союзни-ков, которое изменило равновесие в традиционных вооружениях: достаточно вспомнить об открытиях в расшифровке военных сек-ретов, об использовании радаров, о новых способах использования сначала истребительной, а затем и бомбардировочной авиации, об испытаниях и запуске телеуправляемых ракет. Этот успех явился результатом поисков решающего оружия, способного быстро и определенно положить конец войне - этой бойне, длилившейся почти шесть лет и унесшей миллионы жизней. Тем не менее, с течением времени и с дальнейшим развитием ядерных вооруже-ний этот успех приобрел совершенно иное значение. Хиросима и Нагасаки были изъяты из исторического контекста, породившего их и спроецированного в историческую перспективу, как символ трансформации международной жизни, всеобщего возврата к варварству или, в лучшем случае, как знак начала новой эпохи в истории международных отношений.

В январе 1939 г. в Нью-Йорк прибыл датский ученый Нильс Бор, один из выдающихся физиков всех времен. Он встретился с американскими учеными и своими коллегами-эмигрантами, та-кими как Энрико Ферми, которые покинули Европу из-за расо-вых преследований нацистов. Он сообщил им о результатах ис­следований немецких ученых, которых они добились в конце 1938 г. в области расщепления атома. Эти сведения послужили мощным толчком для американских исследователей, работавших в Принстоне, Нью-Йорке и Чикаго. Военные последствия откры-тий в области атомных исследований были еще не очень ясны, но ученые придавали им революционное значение. Между тем, рост международной напряженности порождал страх, что Гитлер

Глава 7. Победа союзников и подготовка послевоенного... 565

сможет стать первым обладателем столь передовой технологии, которая сделает остальной мир крайне уязвимым. Вследствие этого были ускорены исследования в области расщепления атома радиоактивного урана; они принесли Ферми в 1939 г. первые по­ложительные результаты. Ученые Ферми, Лео Сцилард, Герберт Л.Андерсон в Колумбийском университете в Нью-Йорке доби­лись новых позитивных результатов; в ноябре 1942 г. в специаль­ных лабораториях, созданных в Чикаго, начал работать первый атомный реактор.

О значении исследований и их военном потенциале амери­канская администрация была проинформирована давно. В июне 1940 г., в то время, когда немцы вторглись во Францию, прези­дент Рузвельт поручил инженеру и математику Ванневару Бушу, обладавшему большими организационными способностями, ру­ководство Национальным комитетом по научным исследованиям в целях обороны (NDRC). Буш должен был обеспечить Соеди­ненным Штатам контроль над запасами урана (который тогда до­бывали в Катанге, одной из провинций Бельгийского Конго) и поставить их в распоряжение проекта «цепная реакция», финан­сируемого Национальным комитетом. В июне 1941 г. по распоря­жению Рузвельта было образовано Управление по руководству научно-исследовательской деятельностью для координирования всей научной работы, развернутой в военных целях; оно должно было также установить связь с английскими учеными, работав­шими над тем же проектом в Великобритании.

В начале 1942 г. президент организовал Комиссию по атом­ной энергии (АЕС), которая в строгом секрете продолжила теоре­тические исследования в целях их будущего практического ис­пользования и в военном плане. Задача заключалась в том, чтобы не только выиграть у немцев долгосрочную, как тогда считали, гонку, но также и обогнать Советы. Гитлер на самом деле не счи­тал ядерные исследования приоритетными, и в июне 1942 г. при­казал приостановить их и сосредоточиться на исследованиях в области ракетостроения. Акты скрытого саботажа на установках по производству тяжелой воды, которую немецкие ученые наме­ревались использовать в качестве среды для проведения ядерного расщепления, создавали дополнительные трудности и обескура­живали даже самых упорных исследователей.

Советские ученые также приступили к исследованиям в обла­сти ядерной энергии, но нападение Германии в 1941 г. парализо­вало их работу. Сталин знал о подготовительной работе амери­канских ученых благодаря информации, переданной секретными агентами, проникшими в Комиссию по атомной энергии. Как

566