Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Глава 1. Несостоявшаяся реконструкция европейской системы 117

В международном плане это имело важные последствия. Со­циал-демократы смотрели на республиканскую и политически более передовую, как тогда считалось, Германию, не скрывая стремления к аншлюсу в поисках выхода из промежуточной ситуа­ции, когда правые силы обладали непропорционально большим весом. Христианско-социальная партия была против такой перс­пективы, лишившей бы ее правящего положения. В отличие от Германии проблема стабилизации в Австрии наталкивалась на се­рьезные политические препятствия, которые разнонаправленно воздействовали на ситуацию и отражали реальность новой страны, не основанную на автономной и сложившийся экономической структуре. Индустриальное общество и крестьянская традиция не могли выработать компромисса, и это создавало неуверенность как внутри страны, так и в международном плане, поскольку стави­ло под сомнение жизнеспособность республиканского государства.

В Венгрии не существовало социальных условий для столь глубокого раскола. В марте 1919 г. Бела Кун, лидер коммунистов и друг Ленина, едва вернувшись из Москвы, сумел после уста­новления единого фронта с социалистами, захватить власть и на­вязать режим «революционного террора», против которого летом выступили французские, итальянские, румынские и югославские войска. В августе внутренним контрреволюционным силам, благо­даря этой поддержке, и в особенности, румынской интервенции, удалось свергнуть коммунистическое правительство, развязав столь же жестокие, что и «революционный террор», репрессии. Впро­чем, попытка Куна не имела ни малейшей перспективы в стране, где отсутствовало действительно широкое социалистическое дви­жение, где было мало передовой, демократической буржуазии и где все еще господствовало социальное наследие габсбургского правления. Ностальгия аристократов и обида по поводу жесткос­ти Трианонского договора играли, вероятно, объединяющую роль в государстве, которое насильственным образом стало гомоген­ным с этнической точки зрения, но которое испытывало горечь по поводу утраты территорий, отошедших к Югославии, Чехосло­вакии и, прежде всего, Румынии. В Трансильвании население венгерского происхождения являлось постоянной причиной тре­ний и нестабильности.

1.12.3. ПОБЕДИТЕЛИ: ВЕЛИКОБРИТАНИЯ, ФРАНЦИЯ, ИТАЛИЯ

Но и победителям не суждено было прожить первые послево­енные годы в атмосфере социального мира. Конечно, деятели, добившиеся для своих стран победы, пользовались авторитетом,

118

Часть 1. Двадцать лет между двумя войнами

которому правители побежденных стран могли только позавидо­вать. Англия и Франция ожидали от своих ставших еще более об­ширными империй ресурсов для восстановления экономики. Возможно, только в Италии существовали условия для возникно­вения кризиса, способного подорвать основы системы. Поэтому в названных странах Европы не имела места связь между поражени­ем и революцией, и чувствовался лишь отзвук, более или менее отдаленный, революции в России, но при этом - с совершенно различными акцентами.

В Великобритании сразу же после войны и завершения перио­да существования коалиционного правительства с участием лей­бористов и консерваторов лидер либералов Дэвид Ллойд Джордж назначил новые выборы (декабрь 1918 г.), впервые на основе все­общего избирательного права и с предоставлением права голоса женщинам. Сам премьер-министр вышел из состязания победи­телем, но его партия - Либеральная партия - была почти смете­на с британской политической сцены и практически стала исче­зать. Победа на выборах досталась прежде всего Консервативной партии во главе со Стэнли Болдуином, получившей подавляющее большинство голосов.

Лейбористы также впервые добились внушительного успеха и стали второй партией, завоевав таким образом положение офици­альной оппозиции в палате общин. Они преодолели расколы, имевшие место в их рядах во время войны и реорганизовали партию под влиянием группы интеллектуалов-реформистов, объединенных в Фабианское общество {Fabian Society). В 1920 г. им удалось создать новую структуру, органически объединявшую партию с Национальным советом труда (National Council of Labour), то есть с конфедерацией профсоюзов. Марксистское влияние в этой партии ограничивалось преобладанием реформизма фабиан­ского толка. Когда в 1920 г. была создана независимая Коммуни­стическая партия Великобритании, обратившаяся с просьбой о вступлении в лейбористскую партию (Labour Party), она получила категорический отказ. В 1924 г. съезд лейбористов заявил о не­совместимости принадлежности к лейбористской партии с член­ством в компартии. Это было откровенное и четкое разделение, не мешавшее, однако, английским социалистам с симпатией от­носиться к советской революции, а правительству способствовать установлению дипломатических отношений между Великобрита­нией и СССР. Четкие различия сохранялись в определении поли­тических целей и средств для их достижения. Таким образом со­циальное брожение, характерное для того периода и в Британии, также никогда не принимало разрушительного характера, какой оно имело в побежденных странах и в Италии.