Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Глава 1. Несостоявшаяся реконструкция европейской системы 109

сильные опасения французов относительно своей безопасности. Но в 1930 г. это было более чем обоснованно. Ситуация быстро и ра-дикально менялась, и идеям Бриана суждено было остаться на бумаге. Решение провести по ним дискуссию в Ассамблее Лиги Наций привело к обсуждению в сентябре 1930 г., выявившему многообразие точек зрения. Вопрос был отложен до работы ко-миссии, в недрах которой предложение Бриана после года бес­плодных дискуссий исчезло как воспоминание об утраченных на-деждах, символе несостоявшейся стабилизации.

1.11.3. ПРОБЛЕМА РАЗОРУЖЕНИЯ. ЛОНДОНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО МОРСКОМУ РАЗОРУЖЕНИЮ

Последняя политическая тема, в отношении которой после Локарно, и еще в большей степени после пакта Бриана–Келлога, казался возможным компромисс, направленный на укрепление общей атмосферы примирения, лишь косвенно касалась Герма-нии и, напротив, наиболее непосредственным образом затрагивала итало-французские интересы. Эта тема была связана с формиро-ванием политики дестабилизации, которую пытался проводить Муссолини, и выражала намерение французов смягчить по край-ней мере этот фронт их отношений с Италией, не делая реальных уступок Муссолини, а, напротив, вынуждая его следовать логике превосходства французских интересов в вопросах европейской безопасности, той самой логике, которая диктовала инициативы К. д’Орсе после окончания войны.

Статья 8 Устава Лиги Наций утверждала принцип сокраще-ния вооружений «до возможно низкого уровня, совместимого с национальной безопасностью, и обязательным следованием общим инициативам, вытекающим из международных обязательств». Со-вет Лиги Наций, должен подготовить, - добавлялось в статье, -планы разоружения для правительств разных стран. Поскольку Устав являлся частью Версальского договора, то из этого следова-ло, что союзники в тот самый момент, когда они вынуждали Гер-манию разоружиться, брали на себя обязательство сделать то же самое во избежание легитимации возможного неисполнения обя-зательств немецкой стороной.

Вопрос разоружения реально вставал тогда только для обыч-ных наземных и морских вооружений. Что касается наземных во-оружений, то подготовительная комиссия по разоружению, со-зданная в 1925 г., начала свою работу только в мае 1926 г. из-за трудностей в определении предварительной формы соглашений. Ее задача состояла в подготовке схемы договора, который пред-

110

Часть 1. Двадцать лет между двумя войнами

стояло вынести на рассмотрение международной конференции. Однако эта работа была закончена лишь к концу 1930 г., а Меж-дународная конференция по разоружению была созвана в 1932 г., когда изменения, происшедшие в Германии за это время, снизи-ли эффективность подготовительной работы. Более быстро шел процесс в отношении морских вооружений. Эта тема была затро-нута в 1921-1922 гг., во время первой конференции по морскому разоружению, состоявшейся в Вашингтоне. Тогда пять крупней-ших морских держав (Великобритания, Соединенные Штаты, Япония, Франция и Италия) сумели достигнуть соглашения, ка-савшегося боевых кораблей. Разногласия по другим пунктам вы­нудили участников вашингтонских переговоров отложить даль-нейшие дискуссии.

В 1927 г. американский президент Кулидж предложил созвать новую конференцию, но работа, начатая в Женеве (с участием наряду с Соединенными Штатами только Великобритании и Японии, поскольку Италия и Франция предпочли присутствовать лишь в качестве наблюдателей), продвинулась не очень далеко из-за англо-американских разногласий по кораблям среднего во-доизмещения. Наконец, в 1928 г. атмосфера оптимизма, создан-ная пактом Бриана-Келлога, создала более благоприятный фон для возобновления переговоров. Результатом насыщенной и труд-ной дискуссии стал проект созыва в третьей декаде января 1930 г. международной конференции по морскому разоружению после того, как все моменты противоречий между заинтересованными сторонами были решены путем ряда компромиссов, касавшихся также и темы наземного разоружения.

Плохим предзнаменованием стало разоблачение того факта, что накануне подписания пакта Бриана–Келлога французы и ан-гличане достигли сепаратного секретного соглашения, в соответ-ствии с которым англичане, в обмен на поддержку Британии в области морского разоружения, обязывались признать точку зре-ния французов в сфере наземного разоружения. Муссолини полу-чил возможность протестовать против методов, использованных двумя державами, и занять тактически выгодную позицию. Ита-лия готова была согласиться на ограничение собственных воору-жений до возможно более низкого уровня, лишь бы он не был превзойден ни одной другой континентальной европейской дер-жавой. Что касается морского разоружения, то Италия считала (в противовес тому, о чем договорились англичане и французы), что основой подсчетов должны были стать не отдельные катего­рии кораблей, а определение общих пределов водоизмещения флотов. Две эти темы - паритет с наиболее хорошо вооруженной