Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Часть 1. Двадцать лет между двумя войнами

Контакты Штаремберга с Муссолини укрепились начиная с июня 1932 г., месяц спустя после создания кабинета Дольфуса. Муссолини пригласил главу австрийского правительства в Рим, и тот после периода колебаний, предшествовавшего конференции в Стрезе, когда он пытался держать открытыми двери французской и одновременно итальянской ориентации, в конце октября принял приглашение. Это было начало сотрудничества, которое впослед-ствии станет все более тесным и перерастет в личную дружбу (если об этом можно вообще говорить применительно к между-народным отношениям). Однако Дольфус отнесся к итальянскому лидеру на первых порах с осторожностью. Поддержка хеймвера была нужна ему в парламенте; поддержка же Италии могла бы стать в переходный период слишком стесняющей.

Неудача конференции в Стрезе, приход к власти Гитлера и его непосредственные последствия в Австрии, где сразу же заметно активизировалась нацистская и пангерманская деятельность, под-толкнули Дольфуса к поиску все более решительной поддержки со стороны Муссолини. Это сближение прошло через этап непосред-ственного сотрудничества между Австрией и Венгрией, которые в 1932 г. начали переговоры о заключении нового торгового дого-вора, быстро завершившиеся в декабре этого же года.

Событие, произошедшее в январе 1933 г., сделало сближение более отчетливым и более спорным. Речь идет о «деле Хиртен-берга», то есть о посылке Италией оружия хеймверу под легаль-ным прикрытием, но в нарушение статей Сен-Жерменского и Трианонского договоров, поскольку транспортировка осуществ-лялась через венгерскую территорию. Отправка оружия велась почти открыто, поскольку оно принадлежало к итальянским во-енным трофеям 1918 г., а предлогом служило объяснение, что оружие следовало отправить на место изготовления с целью вновь привести его в боеготовность. В действительности, намерения итальянцев состояли в том, чтобы более прочно вовлечь австрий-цев в тройственный союз с Венгрией. Муссолини подтолкнул Дольфуса, ослабленного полемикой по «делу Хиртенберга» в пар­ламенте, к установлению авторитарного правления с опорой на «патриотический фронт», дистанцировавшийся от традиционных политических сил. Это была попытка почти повторить в Австрии то, что было сделано в Италии. Дольфус подтвердил свой поли-тический курс, когда в феврале 1934 г. подавил в Вене силой выс­тупления социалистов против его политики. Таким образом, вся-кая связь с прошлым была оборвана, а Дольфус действительно превратился в инструмент итальянской политики. 17 марта 1934 г. в Риме были подписаны пакт о консультациях и экономические

Глава 2. «Великая депрессия» и первый кризис...

159

протоколы, которые на бумаге создавали таможенный союз между двумя странами. То, что не удалось сделать Франции, казалось, удалось Муссолини, хотя все это уже сопровождалось ростом влияния нацистской Германии.

Особенности данного этапа итальянской политики в Дунайско-Балканском регионе объясняются тем, что в середине 1932 г. Муссолини решил осуществить поворот в итальянской внешней политике, взяв в свои руки министерство иностранных дел и на-значив на пост замминистра Фульвио Сувича, бывшего предста-вителя национализма Триеста и естественного выразителя «ду-найского компонента в итальянской внешней политике». В таком изменении была заинтересована не только Италия. Оно касалось всей международной ситуации в целом. В самом деле, Муссолини предугадал в изменениях, происходивших в Германии, неизбеж-ный приход к власти политической силы, которая приведет к по-трясениям и изменениям в Европе. Он предполагал достичь неко-торых целей итальянской внешней политики до того, как станут ощутимыми результаты деятельности нацистов. Итальянские ин-тересы заключались в присутствии на Балканском полуострове и территориальной экспансии в Эфиопии. Колониальная кампания была имперской мечтой Муссолини. Но для того, чтобы она ста-ла возможной, необходимо было гарантировать ситуацию на Бал-канах от неожиданностей. Отсюда - необходимость действовать быстро с целью обеспечить надежную базу в Адриатике и в Сре-диземноморье в преддверии военных действий в Эфиопии, кото­рые итальянский Главный штаб начал готовить именно в 1932 г. В тот период Муссолини было выгодно ипользовать ту тревогу, которую рост нацизма вызывал в европейских странах-победите-лях. В этой ситуации ему удалось усилить итальянские позиции в ущерб французскому влиянию на страны Малой Антанты еще до того, как Гитлер получил какую-либо свободу маневра.

2.5. Германская внешняя политика и проблема всеобщего разоружения от Брюнинга до Гитлера

2.5.1. Женевская международная конференция по разоружению

Изменения в германской политике ясно проявились на меж-дународной конференции по разоружению, начавшейся в Женеве 2 февраля 1932 г. после семи лет подготовительной работы. Завя­завшиеся дискуссии были провозглашены началом новой эпохи, как это всегда случается, когда собираются международные кон-

160