Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Часть 2. Вторая мировая война

Однако эту концепцию не разделяли ни Советы, ни Англия. Идеи и Форин Оффис разработали предыдущим летом реалисти-ческие планы сотрудничества с Советами, которые должны были быть проверены на практике, в первую очередь посредством со-здания контрольных органов для проведения совместной полити-ки в Европе (отсюда создание Европейской консультативной ко­миссии) и, в частности, для реализации перемирия в Италии. Если бы эти реалистичные и разумные предложения были осуще-ствлены, то удалось бы избежать в дальнейшем недоразумений и ожесточенной полемики. Но они не были приняты частично по военным соображениям (из-за оппозиции Эйзенхауэра, не желав-шего зависеть от таких форм контроля над итальянскими комму-никациями, которые были бы навязаны силам, занятым в воен-ных действиях), частично в связи с обострением полемики между Советами и англичанами по европейским проблемам. Уже в то время возникали сложные моменты, вызывавшие споры и чрева-тые конфликтом, как, например, положение в Польше или Юго-славии, обсуждение которых было преждевременным.

Альтернатива между тесным сотрудничеством и четким разде-лением сфер влияния еще не прорисовывалась с достаточной чет-костью, но Идеи готовил к конференции в Москве гораздо более прагматичные предложения, чем курс Форин Оффис в целом. Позиция Англии не особенно отличалась от позиции Советского Союза, который с приближением переговоров и прежде, чем вто-рой фронт будет действительно открыт, а советская территория полностью освобождена от германских войск, опасался принятия неблагоприятных решений. Поэтому Советы стремились заполу-чить как можно больше гарантий того, что союзники действи-тельно осуществят операцию «Оверлорд», и смягчить нескрывае-мую подозрительность Запада в связи с советскими планами удержать польские территории к востоку от линии Керзона.

Конференция в Москве в октябре 1943 г. была первой встре-чей трех министров. Они уже были знакомы друг с другом благо-даря двусторонним встречам, но никогда не встречались втроем, тем более в момент оптимизма и эйфории руководителей союз­ников. Хотя на конференции предстояло обсудить острые про-блемы и вопросы, по которым имелись глубокие расхождения, не следует забывать, что она проходила после капитуляции одной из двух стран «Оси» и явилась дипломатическим завершением воен-ной победы. Конференция стала важным моментом выявления намерений на будущее, а также подведением итогов прошлого.

В более общем плане, в центре внимания конференции были предложение Рузвельта о подготовке заявления четырех держав

Глава 7. Победа союзников и подготовка послевоенного... 493

(включая и Китай) и вопросы, связанные с осуществлением пере-мирия в Италии, которое рассматривалось как прецедент для аналогичных ситуаций, а они могли возникнуть в других регио-нах, прежде всего на Балканах. В военном плане самой животре-пещущей проблемой оставалось открытие второго фронта. Запад-ные державы подтвердили свои обязательства, но их заверения не вызвали большого доверия, потому что еще не были решены две основные проблемы, касавшиеся высадки: дата ее проведения (в каком месяце весны 1944 г.?) и вопрос о высшем командова-нии. К тому времени Рузвельт не решил, кому доверить общее руководство: генералу Джорджу Маршаллу, начальнику амери-канского генерального штаба и прекрасному военному организа-тору, или генералу Эйзенхауэру, который отлично проявил свои способности в Средиземноморской кампании и во время вторже-ния в Италию.

Военные проблемы остались нерешенными, они были, фак-тически, отложены до последующей встречи руководителей трех великих держав. Причиной послужило то, что в начале перегово-ров английские военные представители выступили с предложени-ем, побочным относительно операции «Оверлорд», об оказании давления на Турцию, чтобы заставить ее немедленно вступить в войну. Это вносило серьезные изменения в разработанную страте-гию и, фактически, давало возможность Советам стать арбитром в принятии решения о том, что важнее — провести ли операцию «Оверлорд» или воспользоваться изменением ситуации, которое произошло в Средиземноморье и на Балканах после поражения Италии. Предложение англичан не получило соответствующего развития, и три министра иностранных дел подтвердили приори-тет высадки в Нормандии; тем не менее, в конце конференции Молотов и Идеи согласились, что вступление Турции в войну не-обходимо до конца 1943 г.

7.2.2. ВОПРОС О СОЮЗНОЙ КОНТРОЛЬНОЙ комиссии

Наиболее важными в политическом отношении были пробле-мы, связанные с Польшей, Австрией и осуществлением переми-рия в Италии. Молотов не скрывал намерений Советского Союза относительно Польши и понял, что его собеседники заняли уклон-чивую позицию. Идеи высказал идею (подсказанную ему нахо­дившимся в изгнании польским премьер-министром Миколайчи-ком) массового восстания поляков против немцев в то время, когда советские войска подойдут к Варшаве, что совершенно не соответствовало намерениям Советов, потому что столь мощное

494