Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Глава 5. Первый этап Второй мировой войны

325

политики англичан. Однако, когда Чиано отправился в Берлин для того, чтобы Риббентроп и Гитлер разъяснили ему значение герма-но-советских соглашений, он услышал от фюрера: «Италия - это страна, которая должна стать абсолютным хозяином Средизем-номорья, обладая гегемонией во всех странах Балканского полу-острова, непосредственно выходящих на Средиземное море и Адриатику». Эта формулировка именно так описывала сферу предполагаемого влияния Италии, ограничивая ее лишь частью Югославии, Албанией и Грецией, в то время как устремления итальянских фашистов всегда были гораздо более обширными.

5.2.2. ПОСЛЕДСТВИЯ ВОЙНЫ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЕВРОПЫ

За пределами Европы война с самого ее начала воспринима-лась весьма по-разному. Американцы были по-прежнему озадаче-ны и почти разочарованы неспособностью европейцев понять, к какой собственной катастрофе они идут. Несколько часов спустя после вступления в войну Великобритании и Франции (3 сентяб­ря 1939 г.) Рузвельт обратился к американскому народу по радио в одной из своих знаменитых «бесед у камина»: «Наша страна со­хранит нейтралитет, - сказал он, - но я не могу требовать, что­бы все американцы оставались морально нейтральными». Он и дальше оставался убежденным в том, что Соединенные Штаты должны были сохранять нейтралитет. Впрочем, и общественное мнение испытывало сильное влияние изоляционистов, в такой же степени, как и противоречивые импульсы, связанные с нацио-нальным происхождением некоторых из многочисленных амери-канских этнических групп. Популярность президента основыва-лась на его способности завоевать поддержку этих групп, зачастую принадлежавших к наименее привилегированным слоям.

В середине сентября Рузвельт направил в конгресс послание, которое должно было начать дискуссию по четвертому закону о нейтралитете, вступившему в силу после его одобрения 4 ноября 1939 г. Послание Рузвельта преследовало двойную цель: сохра-нить нейтралитет, а также воспрепятствовать победе Германии. Закон должен был быть пересмотрен таким образом, чтобы сде-лать более надежным сохранение мира, однако мир, говорил гос­секретарь Кордуэлл Хэлл, станет возможен только в том случае, если войну выиграют Франция и Великобритания. Но «если войну выиграет Германия, то очень вероятно, что также и [американцы] будут вынуждены воевать». Такая обеспокоенность отразилась в новой формулировке принципа эмбарго на вооружения, согласно которому предусматривалось, что западные союзники могли по-

326

Часть 2. Вторая мировая война

купать его у Соединенных Штатов на основе правила cash and carry (платеж наличными и перевозка за счет покупателя). Это означало изменения, благоприятные для осуществления целей Великобритании, связанных со срочной ликвидацией отставания от Германии в подготовке к войне.

Иной была ситуация в других частях мира. В Латинской Аме-рике, где зависимость от Соединенных Штатов часто порождала антиамериканские и антибританские настроения, немцы и италь-янцы развернули внушительную пропагандистскую деятельность по проникновению в особенности в среду эмигрантских сооб­ществ, связанных происхождением с этими двумя странами. Эта деятельность принесла свои плоды, по крайней мере в Аргентине и Бразилии, где немецкие интересы, а позднее и итальянские, воспринимались без враждебности, а часто - с такой долей сим-патии, что вашингтонское правительство было вынуждено создать специальное бюро, предназначенное для пропаганды политики войны, проводимой союзниками, и, прежде всего, для формирова-ния противовеса шпионской деятельности Германии. В течение всей войны последняя оставалась для союзников открытой и де-ликатной проблемой в особенности, в случае с Аргентиной.

Политически наиболее активная часть населения колоний по-нимала, что война изменит отношения Европы со всем остальным миром. Ограниченная война создала бы лишь краткосрочные проблемы. Однако в том случае, если в войну действительно были бы вовлечены Франция, Великобритания, Бельгия, Голландия и Италия, это отразилось бы на Африке, Ближнем и Среднем Вос-токе и Юго-Восточной Азии. Поэтому необходимо было внима-тельно рассмотреть перспективы, вытекающие из новых событий. В Африке, вероятно, только страны, имевшие выход к Средизем­номорью, созрели для движения за независимость, а Египет уже продемонстрировал в 1936 г. насколько острым было его желание сбросить британскую опеку.

На Ближнем и Среднем Востоке политика держав-мандатари-ев создавала проблемы как для англичан, так и для французов. Однако именно англичанам пришлось столкнуться с потенциаль-ными рисками прежде всего в Ираке, где было сильно немецкое присутствие, и в Палестине, где конфликт по поводу еврейской иммиграции создал глубокий разрыв между державой-мандатари-ем и арабским населением. Этот разрыв не смогла заполнить даже «Белая книга», опубликованная англичанами в мае 1939 г. Британский документ обещал Палестине независимость в течение десяти лет и жестко ограничивал еврейскую иммиграцию 75 тыс. человек в год в течение пяти лет, после чего решение вопроса