Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Глава 7. Победа союзников и подготовка послевоенного... 519

выработать позиции по главному из европейских вопросов - гер-манскому - более четко, чем это было сделано на Тегеранской конференции. В тот исторический момент они понимали, что за-дача найти согласованное решение стоит, прежде всего, перед Великобританией и Советским Союзом. К тому же, Рузвельт нео-днократно заявлял, что американские войска будут выведены из Европы не позднее, чем через два года после окончания войны, в тот момент, когда американские граждане перестанут понимать, почему их армия находится далеко от родины в мирное время и после разгрома нацизма.

Американцы разработали такие концепции, что германский вопрос приобрел иное значение. Министр финансов Генри Мор-гентау в августе 1944 г. предложил план, согласно которому инду-стриальная мощь Германии должна быть уничтожена вплоть до разрушения большой части немецких промышленных предприя-тий, затопления некоторых шахт и превращения ее в страну с преимущественно аграрной экономикой. Ответственность за ус­тановление нацизма и развязывание войны, согласно этому пла-ну, возлагалась на весь немецкий народ. Столь радикальный «план Моргентау» не был принят государственным департамен-том и военным министерством, его заменили директивой Объе-диненного комитета начальников штабов (известной позже как директива 1067), которая носила среднесрочный характер, была суровой, но конструктивной и направленной на возрождение де-мократической Германии. К тому же она оговаривала, что США не проявляют интереса к концептуальной разработке краткосроч-ных германских проблем. И хотя со временем эта позиция аме-риканцев была пересмотрена, возможно, под влиянием самой ло-гики событий, но в конце 1944 г. и в первые месяцы 1945 г. она казалась предварительным условием при любом подходе к реше-нию германской проблемы.

К основным проблемам добавились военные и политические вопросы, требовавшие немедленного решения. В военном отно-шении конец 1944 г. был отмечен контрударом немецких войск в Арденнах и ожесточенным сопротивлением Германии советскому наступлению с востока. Защищая территорию своей родины, немцы сражались с возрастающим упорством, особенно в погра-ничных с Польшей районах, где были преимущественно разме-щены концентрационные лагеря смерти. Сталин подозревал, что за этим сопротивлением немцев было скрыто намерение бороться с врагами двояким образом: с одной стороны, вести ожесточенную борьбу на востоке, чтобы упорно защищать каждую свою пози-цию; с другой, добиваться с помощью маневров военного прорыва

520

Часть 2. Вторая мировая война

на Западе (в особенности до и после эпизода в Арденнах). Ста-лин видел в этой тактике маневров стремление Гитлера создать условия для капитуляции в два этапа и, возможно, даже спрово­цировать раскол антифашистской коалиции. Эти подозрения были не лишены основания; тем не менее, Сталин односторонне трактовал ход сражений.

Гитлер все более убеждался, что у него нет иных ресурсов, кроме как добиться неожиданного успеха в гонке за приоритетом в создании реактивных ракет Фау-1 и Фау-2. Поэтому с осени 1944 г. он начал применять тактику, которую использовал Фрид-рих Великий в Семилетней войне, когда тот, спасаясь от пораже-ния, разбивал врагов поочередно одного за другим, внося в их ряды политические разногласия. В действительности, не Гитлер, а некоторые из его соратников, среди которых был даже Гим-млер, возглавлявший войска СС, направляли в октябре–ноябре 1944 г. осторожные сигналы в разные стороны с предложениями сепаратной капитуляции и поворота линии фронта. На том этапе ни одна из этих целей не была достигнута, но контакты не были прерваны и продолжались до момента полной капитуляции. Это означает, что к проблемам, порождавшим расхождения в анти-гитлеровской коалиции, теперь прибавились еще и подозрения Сталина, связанные с намерениями Гитлера добавить клин в раз-ногласия, которые уже нельзя было скрыть, сделать их явными и превратить их в последнее спасительное средство германской дипломатии.

7.4.2. Греция, Италия, Бельгия и Югославия

Противоречия нельзя было больше скрывать, поскольку они касались военно-политических столкновений в Греции, в Ита-лии, в Бельгии и, в меньшей степени, в Югославии. Ухудшение ситуации было воспринято как показатель уровня отношений между союзниками. 5 октября англичане высадились вблизи Афин и постепенно с помощью сил греческого Сопротивления освободили всю страну, в которой была восстановлена монархия и в ожидании возвращения короля было сформировано времен-ное коалиционное правительство под председательством предста-вителя умеренных Георга Папандреу.

Коммунисты входили в состав Национально-освободительного фронта Греции (ЭАМ), организации, которая внесла наибольший вклад в борьбу с итало-немецкими оккупационными силами. Гре-ческие коммунисты никоим образом не хотели потерять возмож-ности, которые появились в переходный период, и рассчитывали