Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Глава 1. Несостоявшаяся реконструкция европейской системы 37

и силой исторической традиции, однако принцип самооопределе-ния (торжественно провозглашенный в преамбуле «14-ти пунктов Вильсона») возобладал над фактами. В самом деле, уместно за-даться вопросом: было ли возможно, чтобы несколько абстракт-ных принципов возобладали над фактами? Ответ, конечно, может быть только негативным, поскольку отвлеченные принципы не действуют в конкретных ситуациях. Однако в те дни принципы Вильсона казались менее абстрактными, напротив, они приобре-ли более сильное звучание вследствие американского военного вмешательства на стороне Антанты и финансовой помощи, ока-занной ей Соединенными Штатами. В итоге интересы Франции были принесены в жертву американским концепциям.

К тому же, если оценить в целом компромисс, достигнутый по германскому вопросу, то он не кажется таким негативным, как его оценивали те, кто добивался более радикальных решений. Уязвимым моментом этой ситуации был уже тогда вопрос, который неоднократно вставал на протяжении всего века и, в особенности, с 1947-1948 гг. до 1990 г. Вопрос касался реальности американ-ских гарантий. Не было оснований для сомнений в решительном проиводействии Великобритании попыткам реванша со стороны Германии в отношении Рейнской зоны. Поэтому с этой стороны гарантия договора, предоставленная Франции, не подвергалась опасности. Однако было множество причин для того, чтобы сомне-ваться в надежности обязательств американской стороны. Еще до того, как американский сенат отказался ратифицировать Версаль-ский договор, изоляционистские течения, особенно в республи-канской партии выразили свое глубокое несогласие с Вильсоном. Но еще большую роль играло общее настроение и традиционное отсутствие обязательств со стороны Соединенных Штатов в отно-шении Европы. Вероятно, с точки зрения политических принци-пов Соединенные Штаты уже стали лидером мировой системы, однако они не стали таковыми с точки зрения реально взятых на себя обязательств. Таким образом достаточно было момента сла-бости или кризиса президентской власти для того, чтобы поста-вить под сомнение то, что уже было обещано. Это и произошло в действительности.

1.3.2. РЕПАРАЦИИ И ДОЛГИ СОЮЗНИКОВ

Вовлечение Соединенных Штатов в решение проблемы отно-шений с Германией проявлялось также и в экономическом пла-не, который, с другой стороны, и составлял основу карательных мер в отношении побежденных. Включение в Версальский договор

38

Часть 1. Двадцать лет между двумя войнами

статьи 231-й, в которой победители объявляли, а немцы «призна­вали» ответственность Германии и ее союзников за вооруженную агрессию и обязались возместить ущерб, понесенный «союзника­ми и объединившимся с ними странами», открывало путь для по­становки вопроса о репарациях, которые следовало наложить на Германию.

Масштаб обязательств и часть, которую должна была полу­чить Франция, установленная в принципе, а не в виде конечной суммы, продемонстрировали, что финансовый механизм пони­мался тогда как еще один способ разрушения германской мощи. Однако то обстоятельство, что решения по данному вопросу были приняты после несостоявшейся ратификации Версальского договора сенатом Соединенных Штатов, позволяет понять, каким образом французы стремились компенсировать в этом плане то, что они потеряли с точки зрения территориальных и политичес­ких гарантий. Приняв установленные им обязательства по плате­жам, немцы тем самым согласились взять на себя значительную часть экономических издержек, связанных с войной, также и в отношении Соединенных Штатов. Это означало, что фактически возникала весьма тесная связь между ситуацией с долгами союз­ников Соединенным Штатам и долгами Германии в отношении союзников.

Именно благодаря наличию такой связи даже после несосто­явшейся ратификации договора европейцы все еще располагали сильным средством давления на Соединенные Штаты: ибо в по­литическом плане было очевидно, что выплата репараций при­оритетна по отношению к выплате долгов. И если Германия не будет платить, то и Соединенные Штаты ничего не получат. От­сюда возникал своего рода «порочный круг», в результате которого способность немцев осуществлять платежи становилась важным моментом для американских финансов. Иными словами, реали­зация Версальского договора (и последующих решений победите­лей, принятых в отсутствие американских представителей) имела практическое значение и для Соединенных Штатов. Последние были изолированы от пагубного влияния европейской политики, однако они тем не менее зависели от европейской экономики а, следовательно, — и от европейской политики, которую нельзя было, конечно, отделить от самой экономики. На заднем плане просматривался также и другой аспект ситуации: если Германия должна была платить, она должна была обладать способностью платить. А для этого следовало восстановить ее производствен­ный потенциал, преодолев послевоенный криззис, чтобы его по­следствия не сказывались также и на победителях.