Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Глава 1. Несостоявшаяся реконструкция европейской системы 35

которых Германия была вынуждена отказаться. В 1919 году побе-дители для того, чтобы «наказать» Германию, освободили ее, впервые в мировой истории, от «колониального бремени» и тем самым от тягот, которые все еще воспринимались другими как преимущества. Они вынудили ее действовать только по правилам мирового рынка, то есть по правилам более выгодным для дина-мичной промышленной и торговой системы.

Для Франции, Бельгии, Нидерландов, Дании и для таких но-вых государств, как возрожденная Польша или вновь созданнные Чехословакия и Австрия или, более косвенно, для Югославии и Италии единственное окончательное решение, способное ликви-дировать опасность со стороны Германии, состояло в уничтоже-нии территориального единства Германии. Не случайно, именно эта тема вызвала самые острые столкновения во время Парижс­ких переговоров и, в особенности, внутри Совета четырех (Жорж Клемансо от Франции, Ллойд Джордж от Великобритании, Вит-торио Эмануэле Орландо от Италии и Вудро Вильсон от Соеди-ненных Штатов), который принимал принципиальные решения, касающиеся мирных договоров.

Именно на этих переговорах (в соответствии с принципами «открытой дипломатии», которые проповедовал Вильсон, они должны были проходить публично, однако в действительности, напротив, они носили совершенно секретный характер) про­изошло столкновение между позициями или политическими ин-тересами Франции и Соединенных Штатов. Вильсон ответил ка-тегорическим отказом на требования французов (предусматривав­шие, помимо возвращения Франции Эльзаса и Лотарингии, уже совершенного при заключении перемирия, создание независимой Рейнской зоны, которая могла быть связана с Францией и Бель-гией договором о таможенном союзе) и вынудил их уступить его устремлениям, в том числе и благодаря отсутствию поддержки позиции Парижа со стороны Великобритании и Италии. Клеман-со должен был довольствоваться не очень удачным паллиативом, отчасти санкционированным Версальским договором, а отчасти -англо-американским договором о гарантиях. Версальский дого-вор в основном сохранял целостность западной части Германии. В соответствии с ними на западе к Франции переходили управле-ние Саарской областью и собственность на угольные копи, рас-положенные на ее территории, с условием, что через 15 лет состоится референдум о принадлежности Саара. По договору не-которые территории в округах Эйпен и Мальмеди переходили к Бельгии, а на севере с помощью плебисцита определялась грани-ца с Данией в районе Шлезвига. Кроме того, предусматривалось,

36

Часть 1. Двадцать лет между двумя войнами

что Германия отказывается от всех своих колоний. С военной точки зрения, договор, учитывая обеспокоенность, проявленную французами относительно опасности внезапного нападения, обя­зывал сократить германскую армию до 100 тыс. человек (включая 4000 офицеров), рекрутируемых на основе добровольности, при запрете обязательного призыва; он устанавливал также демилита­ризованную зону, включавщую левый берег Рейна и 50-километ­ровую полосу вдоль правого берега реки с условием, что в этой зоне немецкое правительство не должно иметь ни войск, ни ка­ких-либо военных сооружений (обязательство, нарушение кото­рого впоследствии взорвет договор об англо-американских гаран­тиях). Договор, наконец, устанавливал, что войска союзников должны оккупировать левобережье Рейна, разделенное на три сектора — соответственно на период пять, десять и пятнадцать лет, за исключением возможного сокращения сроков, связанного с корректным выполнением договора Германией или, в против­ном случае — их продления.

Отказ от принятия максимальных требований французской стороны в общем компенсировался заключением договора о га­рантиях в пользу Франции, подписанного Соединенными Штата­ми и Великобританией и направленного против возможных нару­шений Германией Версальского договора. Это были гарантии, почти сразу же утратившие всякую ценность из-за отказа амери­канской стороны ратифицировать сам договор (20 ноября 1919 г.), что лишило смысла компромисс, принятый французами.

Не считая особых статей, также имевших определенное конъ­юнктурное значение, главной проблемой переговоров по рейн­скому вопросу - и это показало франко-американское столкнове­ние - было именно то, что Клемансо оказался вынужден принять концепцию Вильсона, представшего в Париже не в качестве обыч­ного союзника, но почти как deus ex machina, и выразившего стрем­ление Соединенных Штатов фактически стать сверхдержавой. Виль­сон не только диктовал установления, касавшиеся конкретной проблемы, но вписывал эту проблему (рейнского урегулирования) в рамки процесса утверждения правил, касавшихся всей междуна­родной жизни. Он делал это весьма энергичным образом, доказы­вая, что Соединенные Штаты не только внесли решающий вклад в победу держав Антанты над Германией, но и оказывали определяю­щее влияние своим вмешательством (с помощью «14 пунктов») и своим участием в осуществлении мирных договоренностей, то есть в принятии новых принципов, на формирование преслову­того нового мирового порядка. Позиция Франции подкреплялась тем вкладом, который французы внесли в поражение Германии