Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

2.4. Последствия кризиса для балканской

политики. Италия и Франция перед лицом

возрождения влияния Германии

2.4.1. БАЛКАНСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ГЕРМАНСКОГО И ИТАЛЬЯНСКОГО РЕВИЗИОНИЗМА

Так же как и Австрия, весь остальной Дунайско-Балканский мир был охвачен глубоким экономическим кризисом. Система равновесия и раздел на сферы влияния, сложившиеся в первой половине 20-х годов и существовавшие до 1927 г., были нарушены теми возможностями для вмешательства, которые кризис предоста-вил великим державам, приведя к обострению итало-французского соперничества и в особенности - к неожиданному возобновле-нию активности Германии в этой части Европы, проявившемуся в попытке создания австро-германского таможенного союза. Кро-ме того, эта часть Европы была ближайшей к Советскому Союзу территорией и, наряду с Польшей, Балтийскими государствами и Германией, наиболее восприимчивой к постепенному изменению

Глава 2. «Великая депрессия» и первый кризис...

151

уровня международного присутствия СССР, сделавшемуся воз­можным в результате завершения первого пятилетнего плана.

Вплоть до начала кризиса положение в этой зоне определя-лось доминированием Франции и Италии и их противоречиями. Несмотря на военные соглашения, связывавшие Францию с Ма-лой Антантой, ни одна из сфер влияния не была устойчивой и стабильной. В самом деле, три государства, входившие в Малую Антанту, заметно отличались друг от друга и не могли составлять единое целое. Чехословакия, создавшая достаточно прочные де-мократические институты, которые, однако, по существу мало соблюдались в области охраны прав словацкой нации, была не только политически связана с Францией, разделяя с ней общие антиревизионистские устремления, но проявляла также склон­ность одобрительно относиться к улучшению отношений с Совет-ским Союзом, что как бы уравновешивало польские претензии на ведущую роль в регионе (страсти, кипевшие вокруг района Те-тина, еще не улеглись).

Со своей стороны Румыния, которую разделял с Советским Союзом спор из-за Бессарабии, отличалась от Чехословакии, по-скольку ее внутренний режим все более отчетливо тяготел к авто-ритарным формам. И если она оставалась в рамках Малой Ан-танты по причинам принципиального антиревизионизма, то в то же время не отказывалась и от сохранения хороших отношений с Италией, с коей ее связывал договор о дружбе 1926 г. и традици-онное совпадение позиций.

Что касается Югославии, то и эта страна испытывала сильное притяжение общности геополитических интересов с Францией, однако она должна была всегда учитывать свою близость к Ита-лии и последствия возможного вмешательства Рима в албанскую жизнь. Близость Австрии, которая в перспективе делала Белград открытым для давления Германии, внутреннее политическое уст-ройство, со слабым проявлением, в отличие от Чехословакии, де-мократического духа, сильное неурегулированное соперничество различных наций, составлявших Королевство сербов, хорватов и словенцев (как вплоть до 1929 г. официально называлась Югосла-вия), - все это осложняло положение страны.

Поэтому в целом Малая Антанта представляла собой нена-дежного союзника для Франции. Ее активность могла, впрочем, интенсивно развиваться в направлении консолидации по мере того, как начиная с 1926 г. во внешней политике Германии во-зобладала ее традиционная направленность на юго-восток.

Система итальянских союзов также не была особенно проч-ной, хотя на бумаге она и могла показаться устойчивой благодаря

152