Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Глава 3. Кризис и крах Версальской системы

199

ги Джибути -Аддис Абеба, при соблюдении итальянских интере-сов. Соблюдение интересов в каком случае? Именно этот вопрос неизбежно приводит к выводу: в случае акций, которые итальян­ское правительство сочтет необходимым предпринять в Эфиопии. В договоре от 1906 г. зона французских интересов была определе-на как «зона возможного политического влияния» в случае, если целостность Эфиопии будет нарушена. Теперь Лаваль изменил характер и территориальные границы зоны французских интере-сов. Уступка Италии, сформулированная от противного, была своего рода уловкой, предназначенной избежать слишком явной компрометации Франции, когда договор будет опубликован и расхождения текстов будут представлены в Лиге Наций.

Основная характерная черта соглашения Муссолини - Лаваль состояла в том, что Муссолини открыто склонялся к сотрудниче-ству с Францией, чтобы на волне неприятия нацистской полити-ки в Австрии создать противовес Германии. Военные переговоры, которые маршал Бадольо, начальник итальянского генерального штаба, начал несколько дней спустя после заключения соглаше-ния Муссолини - Лаваль со своим французским коллегой гене-ралом Гамеленом были конкретным доказательством избранного курса, имевшего более общее значения. Переговоры проходили регулярно с марта по июнь 1935 г. и позволили во время визита Гамелена в Рим (несколько дней спустя после подписания 16 июня англо-германского соглашения о морских вооружениях) подпи-сать протокол, который предусматривал военное взаимодействие между сторонами в случае германской акции в Австрии. Стоит добавить, что это соглашение между генеральными штабами обеих стран сохраняло силу вплоть до Второй мировой войны.

Это был самый благоприятный период в итало-французском сближении. «Латинские сестры», казалось, нашли основу для по-стоянного союза. Но союзу угрожала нерешенная проблема поли-тической двойственности. Это касалось не столько формы заклю-ченных соглашений, сколько их политического значения. Для Муссолини они стали этапом в выполнении программы и откры-вали ему путь в Эфиопию после одобрения Великобританией его африканской акции. Вместе с тем, соглашения призваны были способствовать тому, чтобы его действия не подорвали позиции Италии в Европе. Для Лаваля соглашение было ни чем иным, как одним из аспектов его европейской политики, этапом в решении проблемы создания различных союзов. В январе Германия еще не объявила ему шах, приняв решение об обязательной воинской повинности.

Когда стало известно об этом решении, ограниченный харак-тер соглашений, подписанных в Риме, стал очевидным.

200

Часть 1. Двадцать лет между двумя войнами

3.4. Противоречия «фронта Стрезы».

Советско-французский договор

и англо-германское соглашение

по морским вооружениям

3.4.1. «Фронт стрезы»: первый этап умиротворения

Лавалю требовалось прояснить отношения с Великобританией и Советским Союзом, чтобы реализовать недостающие вектора его политики. Не следует забывать о том, что политика француз-ского министра иностранных дел постоянно была направлена на противостояние нараставшей германской опасности. Соглашение с Италией стало для него одним из способов блокировать про-никновение Германии на Балканы, но позиция Великобритании оставалась весьма неопределенной.

Правительство Лондона не разделяло опасений Франции, оно проявляло большую озабоченность как имперскими поползнове-ниями Италии, так и попыткой Франции предусмотреть более конструктивную роль в Европе для Советского Союза. Великоб­ритания была склонна вытеснить СССР на задворки Европы и питала иллюзорные надежды возобновить переговоры в рамках конференции по разоружению. Немцы не оказывали открытого противодействия этим переговорам, потому что, как уже было в 1932-1933 гг., невыполнение другими своих обязательств давало им возможность законно предпринимать односторонние действия.

Впервые попытку прояснить отношения с партнерами Лаваль сумел в связи с одной из таких акций Германии: 16 марта 1935 г. в нарушение ст.173 Версальского договора она объявила о возоб­новлении обязательной воинской повинности. Это был первый серьезный удар, нанесенный по Версальской системе в междуна-родно-правовом плане. Он должен был незамедлительно вызвать суровую отповедь. В действительности, это привело лишь к созда-нию эфемерного антиревизионистского «фронта Стрезы», который предоставил возможность трем заинтересованным европейским державам (Франции, Италии и Великобритании) свободно про-должать односторонние действия: каждая из них стремилась к ре-ализации собственных национальных целей, которые имели мало общего с проблемой международной безопасности и очень много со старой традицией державной политики.

Акция Гитлера свидетельствовала о ловкой тактике немецкого диктатора, который отлично понимал, что европейские против-ники действуют по разным направлениям. Еще в 1934 г. он пред-