Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Глава 4. Накануне войны

301

ка, он также неверно оценивал степень надежности созданных им союзов, в которых Германия тогда, по видимости, доминировала. Полагая, что проводит подлинно державную политику, Гит-лер сформировал союз слабых стран; он пренебрег анализом структурных данных и сравнением потенциалов производитель-ных систем разных государств. Он недооценил, насколько серьез-ны колебания союзников Германии и не предусмотрел, что их нерешительность, отражая реальность ситуации, сделает коали-цию, на прочность которой он рассчитывал, ненадежной, хруп-кой, и, более того, она рассыплется у него в руках. Несмотря на то, что фюрер создавал о себе впечатление сурового реалиста и очень часто действовал с жестокостью, ставшей неизменной чер-той его имиджа, он не заметил, как его идеологические концеп-ции, пусть и ошибочные, превратились в ослеплявший фанатизм, уготовивший ему поражение, которое отразило реальное соотно­шение сил и систем ценностей. Итак, в общем, Гитлер еще до начала войны утратил возможность добиться успеха Германии. Учет конкретных альтернатив, имевшихся тогда у Гитлера, сегодня проясняет нам многое, что оставалось непонятным в тот момент.

4.6.2. Альтернативы гитлера

В мае 1939 г. Германия поставила своей политической целью изолировать Польшу, дипломатическими средствами заставить ее уступить то, что, в противном случае следовало бы отнять у нее силой - этого результата Гитлер мог добиться, выбирая между тремя альтернативными вариантами действий. Первый из них был обращен к прошлому. Он был связан с иным видением бри-танской политики, с переоценкой политики «умиротворения», с доверием к тем еще влиятельным силам как в Великобритании, так и в Германии, которые выступали за союз между двумя стра-нами. Этот союз легко получил бы поддержку Италии, поскольку Муссолини мечтал реализовать свой давний план (1933 г.) ввести ревизионизм в определенные рамки и заставить Францию, как это произошло в 1938 г., принять неизбежное развитие событий.

Польша, при отсутствии какого-либо противовеса в Дунайско-Балканской Европе, была бы вынуждена принять компромиссное решение, которое хотя и предусматривало расчленение ее террито-рии, но обеспечивало стране политическое выживание. Односто-ронние гарантии, которыми Польша располагала, не устраняли возможность подобного компромисса. Япония не должна была де-лать поспешный выбор в тот момент, когда она была не в состоя-нии принимать решения, и снова восторжествовала бы политика

302

Часть 2. Вторая мировая война

сдерживания Советского Союза, которая до 1938 г. господствовала в европейской дипломатии, несмотря на советско-французский договор о дружбе от 1935 г.

Эта гипотеза о возможной расстановке сил, которая в свете развития кризиса после мая 1939 г. может показаться совершенно безосновательной, была, наоборот, совершенно оправданной до того момента, когда 24 мая британское правительство согласилось, с колебаниями и оговорками, начать переговоры с Францией и Советским Союзом. Это был альтернативный вариант, который предполагал формирование блока с мощными ресурсами и пере-устройство отношений между европейскими государствами после ударов, нанесенных гитлеровским ревизионизмом.

Вторая возможная альтернатива состояла в одном из двух наи-более реалистических решений: заключив союз с Италией и Япо-нией, превратить Антикоминтерновский пакт в подлинный союз-ный договор. Это несомненно придало бы соглашению между тремя авторитарными режимами антисоветский характер, столь желанный для Японии и Италии, и лишило бы смысла завере-ния, данные Польше, чья ненависть к Советам была Гитлеру хо-рошо известна. В этом случае Гитлер мог бы рассчитывать, что Польша, подвергшаяся нападению с запада, не получила бы под-держки с востока, потому что внимание Советского Союза было бы приковано к ситуации в Азии, и его совершенно не интересо-вала бы судьба режима в Варшаве.

Несмотря на мартовские гарантии и соглашения, заключен-ные в последующие недели, этот союз не вызвал бы немедленного протеста англичан и французов. В самом деле, как возможное от-крытие азиатского фронта, так и молниеносная германская акция поставили бы обе западные державы перед свершившимся фак-том, что не могло помешать им выразить свой бурный протест, но заставило бы их действовать в очень сложной ситуации. Дей-ствительно, как они смогли бы атаковать Германию, победившую Польшу и избавившуюся от проблем на востоке, будучи неуверен-ными в возможности удачного исхода войны на фронте по Рейну?

Итак, чисто теоретически, без должной оценки подлинных сил, которые союзники, Италия и Япония, могли незамедлитель-но бросить в бой, этот вариант давал Гитлеру наилучшие возмож-ности, позволял сделать промежуточный шаг, который почти без особых издержек (за исключением минимальных, связанных с кампанией в Польше) приводил его к успеху. Кстати, Гитлер не без оснований полагал: «Против Польши наши танки будут весьма эффективны, потому что у польской армии нет противотанковых