Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Часть 1. Двадцать лет между двумя войнами

французский политический деятель 30-40-х годов, но его раздира-ли противоречия между стремлением проводить гуманную демо-кратическую политическую линию и реальностью, ограничивавшей его замыслы. Он возглавил самое антифашистское правительство, какое только могло быть создано во Франции. Правительство Блюма не назначило преемника на посту посла в Риме вместо профашистски настроенного де Шамбрёна, и в течение двух лет интересы Франции в итальянской столице представлял просто поверенный в делах. Однако ни министр иностранных дел Ивон Дельбос, ни генеральный секретарь МИДа Леже не могли укло-ниться от отмены санкций против Италии и от фактической нор-мализации отношений с Римом. Отношения между Муссолини и Лавалем были амбивалентными, но вместе с тем их отравляла смесь надежды и досады. Испанский казус в полной мере выявил эту двойственность.

Когда известие о мятеже в Марокко достигло Парижа, там сразу же возникло спонтанное желание помочь друзьям. Поток военной помощи (первые действительно прибывшие в Испанию поставки) пересек Пиренеи. 23 и 24 июля Блюм и Дельбос при-были в Лондон и поняли, что Великобритания относится враж-дебно к вмешательству Франции в гражданскую войну в Испа-нии. После их возвращения в правительстве остро обсуждался выбор политической линии, и министры-радикалы пригрозили правительственным кризисом в случае возобновления помощи Мадриду. В результате было заявлено о закрытии границы с Испа-нией для любых поставок вооружений. Известие об итальянских и немецких поставках мятежникам несколько нарушило этот осто-рожный подход: решение отправить в Испанию около двадцати самолетов, принятое 1 августа, сопровождалось предложением английскому и итальянскому послам выработать общую политику «невмешательства».

Смысл этого предложения был ясен - оно было вызвано угро-зой Германии расценивать вмешательство Франции и ее помощь правительству Мадрида как прососветскую акцию. Более того, оно было связано с очевидным отказом Великобритании одоб­рить какие-либо действия, направленные на восстановление за-конности а Испании. Правительство Великобритании и консер-вативная печать не оставляли сомнений в том, что они не желали признать опасные для Лондона изменения в Западном Средизем-номорье. Новизна ситуации в этом регионе была связана с усиле-нием позиции Италии (но Муссолини предоставлял гарантии, достаточные, чтобы в тот момент успокоить Идена), а также с чрезмерным укреплением франко-испанского блока, который под-держивали Советы.

Глава 3. Кризис и крах Версальской системы

235

Политика «невмешательства» была фиговым листком, кото-рым прикрывались реальные действия. Поэтому никто не отка-зывался присоединиться к ней. Первыми отозвались англичане, затем Советы, итальянцы, немцы - в целом 27 стран. 8 сентября «Комитет по международному контролю» собрался в Лондоне на свое первое заседание. Начались неспешные дипломатические переговоры, под прикрытием которых все тоталитарные державы делали то, что хотели. Немцы продолжали свои поставки в Испа-нию; итальянцы отправляли людей под видом волонтеров, но хо-рошо организованных непосредственно фашистским военным командованием; все те страны, которые оказывали массирован-ную помощь франкистам, продолжали свою деятельность, не­смотря на постоянные опровержения и обязательства прекратить отправку людей и вооружений в Испанию.

Со своей стороны, Советы, благодаря возможностям, предос-тавленным им конвенцией Монтрё, могли направлять свою по-мощь законному правительству и, более того, содействовать орга-низации «интернациональных бригад». Начиная с сентября, бри-гады формировались на территории Франции, и оттуда более или менее легально проникали в Испанию. Они собирали под свои знамена всех тех, кто понял необходимость антифашистской борьбы и кто в жестких условиях угрозы нацизма отказывался ви-деть те ужасные ошибки, которые совершали коммунисты. В этой ситуации самая слабая и уязвимая позиция была у Франции, кото-рая покровительствовала политике «невмешательства», а фактичес-ки делала возможным вмешательство антифашистских доброволь-ных «бригад»; не помогала законному правительству Испании и таким образом создавала благоприятные условия для итало-гер-манской политики и сближению Великобритании с Германией, подготавливая тем самым собственную изоляцию.

Советы первыми предприняли серьезное военное вмешатель-ство в дела Испании, которое сопровождалось массированной пропагандистской кампанией. Уже в конце октября Сталин сооб­щил секретарю Испанской коммунистической партии о поддержке Москвы. Тем не менее, он сделал все возможное, чтобы избежать отождествления испанской проблемы с советской политикой, так как это противоречило налаживанию сотрудничества Советов с западными демократиями. Сталин, Ворошилов и Молотов в де-кабре 1936 г. в письме к тогдашнему премьер-министру Испании Ларго Кабальеро призывали испанских республиканцев избегать крайностей и предпринимать необходимые усилия, чтобы «поме-шать врагам Испании представить ее как коммунистическую рес-публику».

236