Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Глава 2. «Великая депрессия» и первый кризис...

145

толпу до пароксизма и заставить ее вслепую «загореться» какой-либо целью.

Оправившись от ран войны и поражения, он сразу же бросил-ся в политику, сначала устроив попытку путча, участником кото­рого оказался маршал Людендорф, а затем занявшись созданием Национал-социалистской партии. За участие в провалившемся путче, предпринятом в конце 1923 г. Густавом фон Каром в Мюнхене, его приговорили к тюремному заключению сроком на пять лет. Сидя в камере он написал свое «евангелие» - «Mein Kampf» («Моя борьба»), два тома, появившиеся в 1925 и 1927 гг., в которых развивалась нацистская программа 1920 г., перерабо-танная в соответствии с видением мира, где доминировало стремле-ние бороться за спасение Германии, Европы и всего человечества. Это должно было стать делом немецкого руководящего класса, «избранного народа», которому следовало использовать безо вся-ких ограничений программу очищения расы и переустройства всего континента с целью спасти его будущее от господства ев­рейских финансов и плутократии и тем самым предопределить его грядущее величие, в центре которого засияет возрожденная европейская цивилизация. Цивилизация, построенная на трупах жертв, необходимых для очищения, подобно тому, как это проис-ходит в скандинавских сагах, - безумная мечта, которая развива-ла, однако, элементы, уже в течение десятилетий присутствовав-шие в британской, французской, немецкой культуре. Именно этот момент не позволяет утверждать, что Гитлер был изолированным проявлением личной харизмы и способности манипулировать массовым сознанием, а, напротив, вынуждает отметить, что на-цистская «культура» - это результат (конечно, побочный и эсктре-мистский) семян, пустивших корни в цивилизации Западной Ев-ропы и приносивших плоды благодаря скрещинию людей, идей и политико-экономических ситуаций, которые придавали неожи-данную силу этому смешению и необычайную отравляющую спо-собность нацизму. Такой эффект усугублялся еще и тем, что Гит-лер утверждал, что он является немецким последователем своего итальянского предшественника Муссолини, тогда как у Муссоли-ни и фашизма, являвшегося плодом авторитарной инволюции итальянской буржуазной мысли, общими с нацизмом были лишь политические формы режима, который уже установился в Ита-лии и который еще предстояло установить в Германии.

Когда в 1930 г. нацизм стал одной из основных сил в герман-ской политической жизни, никто не мог питать иллюзий, что си-туация останется неизменной. Жизнь страны уже определялась ревизионистской истерией, являвшейся прелюдией к соответствую-

146

Часть 1. Двадцать лет между двумя войнами

щей практике. В сложившейся ситуации правительство должно было немедленно сменить курс во внутренней и внешней поли-тике. В том, что касается последней, оно вынуждено было по­спешно придать международной деятельности Германии откро­венно наступательный характер, который в корне противоречил методам (если не целям) политики Штреземана. Ужесточение или неожиданную смену курса, осуществленную Брюнингом в отношении международной деятельности Германии, можно по­нять, только если иметь в виду, что на него постояно нажимал противник, вынуждавший, под угрозой обвинений в предатель-стве национальных интересов, все время повышать ставки. Далеко не весь немецкий правящий класс считал нужным дистанциро-ваться от нацистов. Достаточно привести пример Шахта, осуще-ствлявшего политику оздоровления в качестве руководителя Deutsche Bank начиная с конца 1923 г. В октябре 1931 г. он оставил свой пост, сблизился с нацистами и вернулся в Deutsche Bank после на-значения нацистского вождя рейхсканцлером.

2.3.2. ПОПЫТКА СОЗДАНИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА С АВСТРИЕЙ

Брюнинг отреагировал на экономический кризис, выявивший тесную связь Германии с Соединенными Штатами и Дунайско-Балканской Европой, дефляционной политикой, которая за ко-роткий срок привела к невиданному росту безработицы: более 3 млн безработных в начале 1930 г. и 5-6 млн - в конце 1931 г. Для того, чтобы компенсировать жесткость французской позиции в финансовой сфере и протекционизм других держав, он попы-тался выработать новую торговую политику, сориентированную в первую очередь на Австрию. Жизнь Австрии всегда была весьма неустойчива с экономической точки зрения. Только ряд займов, гарантированных Лигой Наций, позволили молодой республике выжить в условиях аннексионистских попыток со стороны Гер-мании (надежда на аншлюс) и французской и итальянской оппо-зиции в отношении того, что представлялось грубым нарушением Сен-Жерменского и Версальского договоров и территориального урегулирования, достигнутого союзниками. В случае аннексии Австрии Германия не замедлила бы снова дать почувствовать (как ранее в 1914 г.) свою экономическую и политическую роль на Балканском полуострове в ущерб влиянию, за которое соперни-чали Франция и Италия.

Франция и Италия являлись естественными гарантами авст-рийской независимости, однако руководствовались при этом раз-