Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Часть 1. Двадцать лет между двумя войнами

нениями в оскорблении германизма и показал ему истинное по-ложение Австрии, находившейся в полнейшей изоляции, по­скольку ни Италия, ни Франция, ни Великобритания больше не собирались придти ей на помощь. Поэтому фюрер «должен» про-диктовать австрийскому канцлеру жесткие условия, заключающи-еся в том, что на пост министра внутренних дел и безопасности в австрийском правительстве должен быть назначен нацист Зейсс-Инкварт. Должна быть объявлена всеобщая амнистия, и также требовалось официально признать германский характер австрий-ской политики, которая должна согласовываться с экономичес­кой и международной политикой Германии. Шушниг смирился и принял условия Гитлера. Добившись желанных перемен, авст-рийские нацисты стали хозяевами в стране, и им оставалось толь-ко ждать благоприятного момента для начала действий. Случай был предоставлен самим канцлером Шушнигом, который, стре-мясь активизировать крайнюю оппозицию нацистам, 8 марта объявил о проведении 13 марта плебисцита. Он надеялся пока-зать безосновательность нацистских претензий относительно ан-шлюса, но реакция со стороны Германии заставила его отказаться от своих намерений.

Инициатива перешла к Герингу, который в этот момент ока-зывал решающее воздействие даже на Гитлера, охваченного «пси-хопатическим возбуждением». 11 числа он направил ультиматум австрийскому президенту с требованием отставки Шушнига и назначения Зейсс-Инкварта канцлером. Тем временем группы нацистов заполнили улицы Вены и других австрийских городов, чтобы усилить значимость ультиматума. Канцлер подал в отстав-ку, но президент Австрийской республики Миклас отказался на-значить Зейсс-Инкварта главой првительства. Последний, скру-пулезно следуя инструкциям, полученным из Берлина, захватил стратегически важные пункты столицы и провозгласил образова-ние временного правительства, которое сразу приняло решение о вводе немецких войск. Вторжение началось стремительно и про-шло в большой спешке, поскольку оно не было подготовлено в военном отношении. Ввод войск не стал еще настоящей аннекси-ей. Чтобы перейти к этой стадии, необходимо было знать реак-цию других стран, по крайней мере, Италии.

Гитлер в этой ситуации действовал, следуя тактике, характер-ной для него и в дальнейшем. После проведенной акции Гитлер послал князя Филиппа ди Ассиа в Рим с объяснительным пись-мом к Муссолини, в котором повторял то, что много раз утверж-дал в прошлом: германская акция в Австрии никоим образом не затрагивает вопрос об Альто Адидже, который был решен в 1919 г.

Глава 3. Кризис и крах Версальской системы

247

«раз и навсегда». Эти события знаменовали собой серьезное по­ражение итальянской дипломатии и негативно сказывались в дальнейшем на роли Италии в Европе. Муссолини был больше не в состоянии один противостоять Германии, поэтому он сделал хорошую мину при плохой игре и сказал князю, доставившему ему письмо фюрера вечером 12 марта, а, следовательно, пост фактум, что понимает мотивы Гитлера и разделяет их. Но он отве­тил на акцию Германии сначала «Пасхальными соглашениями»1, а затем захватом Албании, который он задумал вместе с Чиано в отместку Гитлеру именно тогда, но осуществил лишь год спустя.

Стоит отметить, что «свобода действий» оказалась для Гитлера большим подарком, потому что ситуация в Австрии была неясной, оккупация должна была превратиться в аншлюс. Вечером 13 марта Гитлер подписал соответствующий декрет, а на следующий день с триумфом вступил в Вену. Австрийская республика перестала существовать, вековая традиция независимости была прервана на период до 1945 г. (или до 1955 г., если считать дату подписания договора, который положил конец состоянию войны). Для многих австрийцев, немцев и европейцев случившееся было очевидным следствием решения вопроса в соответствии с национальным принципом. В действительности, обращение к национальному принципу противоречило историческим традициям, которые уза­конивали независимость Австрии. Но в 1938 г. блеск гитлеровской мощи заставил пренебречь этими традициями.

По вопросу об аншлюсе образовывались коалиции противоес­тественного согласия, как и та, что сформировалась в Италии после санкций, провозглашенных Лигой Наций. Об оккупации Австрии вскоре забыли, хотя она послужила началом перекройки политической карты Центральной и Восточной Европы и приве­ла к глубоким переменам в политике западных держав. До этого момента независимость Австрии служила мощным скрепляющим элементом всех антиревизионистских соглашений и политики сдерживания Германии. Германская акция знаменовала конец политики равноудаленное™ и лавирования, проводившейся Ита­лией, и стала пробным камнем для нарождавшегося итало-герман­ского соглашения, подписать которое Муссолини еще колебался, но к которому Гитлер его упорно склонял. Инертность французов и политика англичан не оставляли надежд на изменение тенден­ций в гитлеровской наступательно-националистической политике. Все понимали, что следующим объектом Гитлера станет район Судет, принадлежащий Чехословакии, но населенный немцами,

1 О «Пасхальных соглашениях» между Италией и Великобританией см. раз­дел Ш.9.3. - Прим. редакции.

248