Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Часть 1. Двадцать лет между двумя войнами

и фактическое равноправие. Хотя большинство одобрило почти неоспоримым большинством доклад Бенеша (41 голос за, 2 про­тив - среди которых вместе с немецким был также советский го­лос - и 8 воздержавшихся), было очевидно, что перерыв в работе конференции до конца сентября являлся не только технической мерой, но и «политическим перерывом». Будущее конференции зависело от решения германского вопроса.

Когда конференция возобновилась, позиции остались без из­менений. Появилась необходимость еще раз отложить ее работу на три месяца, в течение которых германский внутренний кризис лишь усугубился. В ноябре канцлер фон Папен назначил новые выборы, и несмотря на то, что они показали некоторые подвиж­ки в результатах, полученных Национал-социалистской партией, ему пришлось отказаться от власти. Канцлером был назначен ге­нерал Курт фон Шлейхер, покровительствовавший Гитлеру. В этот момент французы осознали необходимость сделать нако­нец уступку, которая, впрочем, была уже бесполезной. В деклара­ции, обнародованной 11 декабря 1932 г., французское, англий­ское и итальянское правительства заявили о признании принципа Gleighberechtigung. Практически предшественнику Гитлера уступи­ли в том, в чем отказывали Брюнингу, консервативно настроен­ному канцлеру, который, впрочем, еще был склонен попытаться возродить демократический опыт правительств левоцентристской коалиции. Это был бесполезный и ошибочный шаг. Когда Гитлер 30 января 1933 г. стал канцлером, он не приказал своему мини­стру иностранных дел Константину фон Нейрату немедленно прекратить участие в работе конференции. Еще в течение девя­ти месяцев ее работа продолжалась почти в сюрреалистической атмосфере взаимных обвинений и протестов, которые не стоит анализировать. Очевидно, что Гитлер стремился заставить конфе­ренцию признать не только равноправие, но прямо-таки право Германии на перевооружение.

В мае 1933 г. конференция оказалась в состоянии полного кризиса. Гитлер уже занял позиции, делавшие невозможным со­глашение, поскольку он требовал, чтобы решение, принятое 11 де­кабря, было реализовано, и уровень вооружений союзников был немедленно снижен до уровня вооруженной Германии. Иными словами, он требовал разоружения Франции в качестве условия того, что Германия не будет перевооружаться, и отталкиваясь от обоснованных юридических позиций, пошел на политический шантаж. 14 октября 1933 г. немцы покинули конференцию по ра­зоружению. В тот же день они заявили, что Германия выходит из Лиги Наций. 12 ноября результаты плебисцита подтвердили, что 99% немцев были согласны с этим шагом.

Глава 2. «Великая депрессия» и первый кризис...

165

2.6. Общие соображения относительно

поворота, происшедшего в первой

половине 30-х годов

Экономический кризис выявил проблемы, присущие капита-листической системе, основанной на рыночной экономике. Их переосмысление было необходимо для усовершенствования спо-собности этой системы структурировать социальные и производ-ственные изменения и служить регулирующим механизмом эконо-мической жизни. Джон Мейнард Кейнс стал самым авторитетным выразителем необходимости такого переосмысления. Его «Трак-тат о деньгах», опубликованный в 1930 г. - за ним последовал целый ряд других работ, в том числе вышедшая в 1936 г. «Общая теория занятости, процента и денег» — явились своего рода ма-нифестом нового понимания рыночной экономики: не как ее примитивная ориентация на прибыль, а как обновление ее функ-циональных правил с целью вернуть системе жизнеспособность. Осторожность в финансовой сфере, повсюду свойственная гос­подствующему политическому классу, препятствовала тому, что­бы рост массового предложения сопровождался параллельным ростом массового спроса. А это оказывало непосредственное вли-яние «на уровень прямых инвестиций и, понижая его, следова-тельно, на показатели максимальной эффективности капитала» (А. Негри). Отсюда необходимость регулировать будущее разви-тие посредством комплекса мер государственного вмешательств, которое, не устраняя риска, внутренне присущего экономической деятельности капиталистической системы, послужило бы спосо-бом выхода из стагнации и кризиса. Новая теория требовала раз­мышлений над задачами государства в экономике и над характе-ристикой производительных сил в качестве рыночных в общей капиталистической системе.

Эти размышления получили живой отклик в Соединенных Штатах, где политика Нового курса испытала явное влияние кейн-сианства, позволившего стране трансформировать каждый после-дующий кризис в простую рецессию и пойти по пути стабильно-го экономического роста, что укрепило глобальное превосходство Соединенных Штатов сначала в экономической сфере, а затем, после Второй мировой войны, - в политической. В Европе глу-бокие межгосударственные противоречия помешали выработке общей стратегии восстановления экономики. Атмосфера полити-ческих опасений обусловила выбор экономической стратегии. Кризис способствовал принятию решений, которые не столько

166