Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Глава 4. Накануне войны

275

ство Братиславы в объятия Германии в надежде получить у нее защиту от угроз противников, окружавших Словакию.

Другое этническое меньшинство также способствовало разру-шению старой структуры Чехословакии. Речь идет о населении (украинского происхождении) Закарпатской Украины, региона исключительной важности в стратегическом отношении, потому что обладание им позволяло напрямую соединить Польшу и Вен-грию (отсюда планы полковника Бека о «поперечной» оси). Но русины Закарпатской Украины, которые пользовались широкой автономией на основе Сен-Жерменского договора, были мало­численной группой, насчитывавшей несколько сотен тысяч жите-лей, в большинстве своем крестьян, которые мечтали о большом государстве, связанном с Украиной.

В октябре представители населения Закарпатской Украины провозгласили свою независимость, и 9 октября создали прави-тельство, состоявшее из шести членов: трех русинов, двух украин-цев и одного «нейтрала». Среди населения Закарпатской Украины существовали большие расхождения относительно намеченных целей. Венгерское меньшинство составляло десятую часть населе-ния, а еврейское было немногим меньше. Именно эта внутрен-няя неразбериха сделала невозможным установление какой-либо устойчивой политической власти, пока Венский арбитраж не произвел территориальное разграничение: он передал равнины Закарпатья Венгрии и образовал провинцию с центром в большой деревне Хуст. Таким образом, Чехословакия оказалась разделена на три части: Богемию - Моравию, Словакию и Закарпатскую Украину.

Новое устройство оказалось чрезвычайно неустойчивым и непрочным. «Пражане» надеялись сохранить контроль над всем государством, но почти ежедневно они должны были реагировать то на проявления недовольства своих же сограждан, то на угро-жающие акции Германии. Власть премьер-министра Берана зави-села от воли Гитлера. 18 декабря в Словакии состоялись «свобод-ные выборы», в результате которых сформировалось большинство, выступавшее за независимость. Эмиль Гаха, недавно ставший президентом Чехо-Словакии, вновь поручил пост словацкого премь-ер-министра монсиньору Тисо. 21 января 1939 г. его правительство предстало перед парламентом Братиславы, не скрывая своего стремления к полной независимости. Возникло короткое столк-новение с правительством Праги, которое пыталось лишить влас-ти Тисо и сторонников независимости. 11 марта Гаха решительно отправил Тисо в отставку, но Гитлер сразу же вызвал словацкого лидера в Берлин и сообщил ему о своей воле.

276

Часть 2. Вторая мировая война

4.2.2 Конец чехо-словакии

Очень часто, когда говорят о вторжении Германии в Богемию и Моравию 15-16 марта 1939 г., то трактуют его как неожидан-ное и непредвиденное событие, как внезапную акцию, которая изменила характер германской политики и заставила, наконец, Чемберлена открыть глаза и увидеть реальное положение вещей. После Мюнхена германское военное вторжение казалось неиз­бежным: в какой-то степени его даже ждали, учитывая ситуацию распада государства, в которой оказалось правительство Праги. Вызванный в Берлин, Тисо почувствовал, что его подталкивают к провозглашению независимости Словакии. Сразу после возвраще-ния в Братиславу, 14 марта старая мечта, казалось, была осуществ-лена. Словацкий национализм, которому была суждена короткая жизнь, получил торжественное одобрение регионального парла-мента, провозгласившего в тот же день полную независимость.

В те же часы чешский президент Гаха, старый и больной, был вынужден в связи с экстренным вызовом прибыть в Берлин вмес-те с министром иностранных дел Швалковским. Гитлер принял их глубокой ночью, и, в соответствии со своими привычками (что он уже проделал годом раньше с Шушнигом), обрушил на них лавину упреков, обвинений и угроз. Они должны были со-гласиться «спонтанно» просить правительство Германии вступить в Богемию, чтобы восстановить порядок и прекратить антигер-манскую кампанию. Чешские деятели уступили и подписали об­ращение, которое легетимизировало германскую акцию.

16 марта Чехо-Словакия перестала существовать. Оставались протекторат Богемия и Моравия, «независимая» Словакия и За-карпатская Украина с неясной судьбой. Если верно, как не без основания утверждают, что монсиньор Тисо был, прежде всего, воодушевлен националистическими чувствами, то опыт несколь-ких недель правления его быстро разочаровал. Немецкие тиски сжимались медленно, но неумолимо. Гитлеру в тот момент нужен был неограниченный контроль над ситуацией в государстве, гра-ничащем с Польшей. Всякое противодействие словаков было сломлено, и 12 августа правительство Братиславы признало гос­подство Германии, еще раз «добровольно» подписав договор с Германией, который фактически перечеркивал любой намек на суверенитет и независимость в тот самый момент, когда было за-явлено об их признании.

Была решена и судьба Закарпатской Украины. Германия не могла занять ее, потому что Словакия отделяла Закарпатье от Бо-гемии. Хотя Закарпатская Украина - это очень небольшая, почти микроскопическая территория, но это был слишком аппетитный