Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Часть 2. Вторая мировая война

ропе - от Франции, еще оккупированной немцами, и вплоть до Италии, уже частично освобожденной - а также на всем Ближ-нем Востоке.

Сложившаяся ситуация не была неожиданностью, поскольку она касалась уже известных намереней и территорий. Было менее известно, однако, в каких пределах Советы намерены осуществлять свое влияние. Будут ли они удовлетворены, как осторожно дали понять Молотов и Сталин на конференциях в Москве и Тегеране, таким миропорядком, который обеспечит безопасность Советов, или будут осуществлять более решительный натиск на Запад, чтобы добиться своего присутствия в Европе, способного запол-нить вакуум, оставленный поверженной Германией?

Первый тревожный сигнал по этому поводу был получен со-юзниками в марте 1944 г., когда правительство СССР неожидан-но заявило о восстановлении непосредственных отношений с Италией. Ни процедура, ни политические условия реализации этой советской инициативы не проясняли намерений Москвы относительно Италии, что вызвало обеспокоенность союзников, считавших, что этот регион должен оставаться бесспорной зоной британского и американского господства.

Двусмысленность вокруг итальянской ситуации возникла еще до Московской конференции, когда требовалось определить ответ-ственность за контроль реализации перемирия в Италии. Решение о создании двух параллельных органов, т.е. Союзной контрольной комиссии и Консультативного совета по вопросам Италии, было принято без четкого разграничения их полномочий. Для англо-американцев и оккупационных военных властей в Италии было абсолютно ясно, что единственным органом, обладавшим реаль-ной властью, являлась Контрольная комиссия. Именно она долж-на была определять и направлять деятельность правительства Бадольо, а также любого другого итальянского правительства, ко-торое придет ему на смену.

Советы выступили против такого понимания задач Конт-рольной комиссии, они давно назначили своим представителем в Консультативный совет одного из видных деятелей советской но­менклатуры - Андрея Вышинского, бывшего тогда заместителем министра иностранных дел, но известного в качестве главного обвинителя на судебных процессах в ходе чисток конца тридца-тых годов. Назначение Вышинского предполагало исполнение им особых политических функций, а не только участие в консульта-циях. Советы намеревались придать своему присутствию в Италии и вообще в Средиземноморье (поскольку в компетенцию Консуль-тативного совета должен был войти весь этот район) значимость

Глава 7. Победа союзников и подготовка послевоенного... 507

подлинного участия в решении важнейших политических вопро-сов в этом регионе в рамках «Великого союза».

На Московской конференции впервые появилась возмож-ность прояснить позиции союзников. При современном состоя-нии документальной базы трудно сказать как Советы оценивали намерения союзников и какие они делали выводы. Поэтому пре-бывание Вышинского в Италии в начале января 1944 г., когда на-чал работу Консультативный совет по вопросам Италии, может рассматриваться как выражение доброй воли в отношении наме-ченного процедурного процесса, а возможно, и как сложный по-литический маневр с целью обойти позиции англо-американцев.

В пользу второго истолкования свидетельствуют два обстоя­тельства: бессодержательный характер дискуссий в ходе работ Консультативного совета, где вскоре Вышинского сменил посол Богомолов, а также то, что советский представитель, воспользо-вавшись случаем, развернул активную деятельность по установле-нию автономных контактов с итальянской дипломатией. К тому же произошло укрепление позиций Итальянской коммунистичес-кой партии, что не могло не беспокоить союзников. Вышинский встретился с генеральным секретарем министерства иностранных дел Италии Ренато Прунасом. Он обсудил с ним возможности улучшения отношений между двумя странами, выслушал его жа-лобы по поводу того, что Италия окружена своего рода «китай-ской стеной», выстроенной союзниками, что препятствовало ка-ким-либо действиям в пользу общей борьбы против нацистов, и обсудил вопрос об изменении сложившейся ситуации.

Изменение могло произойти в двух направлениях: советское правительство должно было изучить возможности установления прямых отношений с Италией в полном объеме (вопреки пере-мирию, которое оно подписало и которое ставило под контроль любую дипломатическую инициативу Италии), а итальянское правительство перестало бы чинить препятствия возвращению в Италию ведущему руководителю итальянской компартии Паль-миро Тольятти. Он призван был стать выразителем нового поли-тического курса: не противостояние антифашистских партий Са-войской династии и Бадольо, ответственных в прошлом за тай-ный сговор с Муссолини, а сотрудничества во имя общей борьбы с нацизмом. Сначала выиграть войну, а потом обсуждать полити-ческое будущее Италии.

Результатом этого политического соглашения стало советское заявление от 11 марта 1944 г. о признании правительства Италии и возвращение Тольятти в Италию в конце того же месяца. В конце апреля было сформировано первое итальянское правительства,

508