Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Часть 1. Двадцать лет между двумя войнами

в военных условиях изделия германской промышленности, нара-щивавшей темпы производства. Около двадцати транспортных самолетов Юнкерс-52 были использованы для переброски мятеж-ников в Испанию; боевые самолеты использовались также для бомбардировки Герники; подводные лодки служили для потопле-ния судов, перевозивших помощь, отправленную законному пра-вительству; боевое вооружение должно было показать свою эф­фективность.

Что касается идеологии, гражданская война в Испании с ее борьбой против левых и, в частности, против большевизма, пре-доставляла возможность показать, особенно англичанам, что Гер-мания намерена стать авангардом Европы в борьбе с ростом со­ветской мощи и распространением большевизма. Германия пред-восхищала Антикоминтерновский пакт от 25 ноября 1936 г. и стремилась придать своим действиям определенную привлека-тельность для разделявших ее взгляды.

В германской международной политике важное место отводи-лось Италии. Гитлер определял, как Муссолини должен оказывать помощь Испании. Но дуче колебался и сначала посылал сырье и оружие, и только в декабре 1936 г. приказал отправить первый контингент, насчитывавший 3000 «чернорубашечников». Италия, которой требовались еще ресурсы для завершения оккупации Эфиопии, была вынуждена сконцентрировать свое внимание на Средиземноморье и дистанцироваться от решения европейских проблем и, в частности, австрийского вопроса. Таким образом, углублялась пропасть, разделявшая Италию и Францию (необхо-димо помнить, что в июне 1936 г. итальянские вооруженные силы были еще связаны соглашением Бадольо–Гамелен о совмест-ной защите Австрии от германской угрозы). Наконец, чем боль-ше Италия втягивалась в решение вопросов Средиземноморья, тем больше проблем возникало перед Великобританией, которая была вынуждена пересмотреть свое отношение к тому, что про­исходило на континенте.

Для итальянцев, которые бросили в Испанию огромные ре-сурсы (около 50 000 добровольцев, 800 самолетов, 2000 орудий и сотню кораблей) и решительно выступили в поддержку Франко в пропагандистском плане, характер мотиваций был одновременно и простым, и сложным. Прежде всего, следует исключить терри-ториальные амбиции и претензии на острова Балеарского архи-пелага. Тогда это опасение было широко распространено, как и то, что Франко мог предоставить немцам базы на Канарском ар-хипелаге. В действительности, итальянцы использовали Балеар-ские острова как базы для проведения военных операций, но не

Глава 3. Кризис и крах Версальской системы

233

собирались оставаться там постоянно. Однако усиление итальян­ского присутствия в Западном Средиземноморье вызывало страх как у французов, опасавшихся угрозы для своих отношений с Се­верной Африкой, так и у англичан, озабоченных безопасностью коммуникаций между Гибралтаром и Суэцем.

Весьма сложно установить, какие мотивации превалировали: идеологические или стратегические. При более внимательном подходе, если принять во внимание, что основой внешней полити­ки Муссолини был реализм (отношения с Германией показывают преобладание геополитических установок над идеологической близостью) и если учесть, что Муссолини не был лично знаком с Франко и его замыслами, то нельзя не признать искренность Муссолини, когда он объяснял причины вмешательства в дела Испании в беседе со своим юным другом Ивоном де Беньяком: «Нам нужна победа франкистской Испании, чтобы завтра не ока­заться запертыми в нашем море». Другими словами, фашистским диктатором руководил страх, что новое правительство Испании, сформированное Народным фронтом, и представители Народного фронта, возглавившие французское правительство, смогут создать прокоммунистический блок, который при поддержке Советского Союза, союзника Франции, и благодаря конвенции, принятой в Монтрё, сможет наращивать активность в Средиземноморье и парализовать надежды Италии в этом регионе. Этот потенциаль­ный блок в дальнейшем углубил различия между французской и английской политикой, подтолкнув Великобританию к дальней­шему соглашению с Германией, что имело следствием сокраще­ние свободы маневра Италии как в Средиземноморье, так и на Европейском континенте.

3.7.3. ПОЛИТИКА «НЕВМЕШАТЕЛЬСТВА»

Международно-политический аспект был тесно связан с идео­логическим: Испания стала полем столкновения между левыми, вступившими в союз с демократами, и фашистами, заключивши­ми союз с консерваторами. Эта кульминация противостояния произошла благодаря той роли, которую, прямо или косвенно, играли Франция и Советский Союз на протяжении всего кризиса.

Победа Народного фронта во Франции на выборах в апреле-мае 1936 г. позволила коммунистам впервые в Западной Европе войти в правительственное большинство. Премьер-министр Леон Блюм был умным, честным и благородным политическим деяте­лем. Дюрозель характеризует его как «компетентного и одновре­менно идеалистичного» политика. Конечно, это был выдающийся

234