Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Часть 1. Двадцать лет между двумя войнами

3.8.2. Аншлюс

В 1938 г. Гитлер приступил к слому территориального поряд-ка, установленного в 1919 г., осуществив аншлюс Австрии. Эту акцию Гитлер готовил с большой осторожностью, поскольку предчувствовал, какое кипение страстей вызовет увольнение фон Фрича и фон Бломберга, но он также понимал, что международ-ная ситуация предоставляла ему исключительный случай. Он со-знавал, что после визита в Берлин Муссолини не решится встать в оппозицию, если окажется в одиночестве. Гитлеру предстояло парировать протест англичан и французов, но с этим он легко справился.

Британское правительство понимало, что необходимо норма-лизовать отношения с Италией и Германией (при этом оно про­должало недооценивать роль Франции), но оно не было единым. Некоторые министры, такие как Идеи и лорд Галифакс (который стал министром иностранных дел после отставки Идена 20 фев­раля 1938 г. именно вследствие расхождения мнений), полагали, что в первую очередь следует добиваться компромисса с Герма-нией. «Мы должны, - отмечал Идеи в конце января 1938 г., -прилагать все усилия, чтобы добиться соглашения с Германией».

Другие министры, такие как Чемберлен, считали, что еще воз-можно воссоздать своего рода «фронт Стрезы», и потому ратовали за начало переговоров о признании де юре итальянской империи в Эфиопии. Идеи расценивал испанский вопрос как выражение ненадежности итальянцев, но не замечал масштабы германского вмешательства. Чемберлен был убежден, что независимость Авст-рии - более важная проблема, потому что захват Австрии позво­лил бы Гитлеру в последующем присоединить район Судет в Че-хословакии к немецким землям, что открывало бы Германии дверь на Балканы. Итак, Идеи в большей мере, чем Чемберлен, был склонен к проведению политики «умиротворения».

Эти две тенденции давали о себе знать и в практических воп-росах. В ноябре 1937 г. Галифакс, бывший тогда лордом храните-лем королевской печати, прибыл в Германию, где встречался с Гитлером и Герингом. Они пришли к согласию, что на карте Ев-ропы могут произойти изменения, связанные с Данцигом, Авст-рией и Чехословакией, если они совершатся мирным путем. Этого было достаточно, чтобы Гитлер понял, что англичане предостав­ляют ему свободу действий. Когда Галифакс стал министром иностранных дел, то это убедило фюрера в том, что его интер-претация английской позиции была правильной, к тому же, Га-лифакс оставался последовательным сторонником политики «уми-

Глава 3. Кризис и крах Версальской системы

245

ротворения». Так столкновение между Иденом и Чемберленом, которое хотя и открыло дорогу к итало-британским переговорам, послужило для Гитлера сигналом к действию, поскольку убедило его в пассивности Великобритании и в том, что следует начинать осуществление его акций до восстановления согласия между Лон-доном и Римом.

У германского диктатора не было оснований опасаться фран-цузов. Кризис правительства Народного фронта парализовал внутреннюю политику страны. Дельбос, который продолжал за-нимать пост министра иностранных дел, попытался в феврале заключить соглашение с Великобританией, но не сумел преодо­леть разницу в подходах английской и французской дипломатии. При этом он понял, что правительство Ее Величества намерено продолжать поиски согласия с Германией по проблемам и разору-жения и Центральной Европы. Сложилась такая ситуация, что французам ничего не оставалось, как покориться судьбе, и в кон-це концов правительство Шотана, в котором участвовал Дельбос, было вынуждено подать в отставку незадолго до германской ак-ции. Гитлеру трудно было найти более подходящий момент, что­бы ускорить реализацию своих планов. Выявились те самые предпосылки, которые, как он говорил в ноябре, способны со-кратить ранее предусмотренные сроки.

В конце 1937 г. (впрочем, возможно, подготовка к этой акции велась уже давно) австрийское правительство узнало о сотрудни-честве немецких и австрийских нацистов, планировавших сверг-нуть правительство фон Шушнига и заменить его правитель­ством, руководимым нацистами. Австрийский канцлер попытался в качестве крайнего средства добиться личной встречи с Гитлером, чтобы получить откровенное объяснение. К этому его подталкивал фон Папен, не случайно направленный Гитлером послом в Вену. В конце января австрийский канцлер был официально пригла-шен в Берхтесгаден для встречи с Гитлером. Шушниг принял приглашение в надежде добиться от фюрера, как его заверял фон Папен, смягчения нацистского нажима на Австрию.

Но это были слишком наивные ожидания. Австрийский джентль-мен встретил такое обращение, какого и вовсе не ожидал. Гитлер, пришедший в ярость вследствие обвинений, выдвинутых против австрийских нацистов, встретил Шушнига 12 февраля длинной отповедью, которая продолжалась в течение всего его пребывания в Германии и о которой австрийский канцлер оставил яркое и горькое описание.

Гитлер мастерски прибегал к словесной агрессии в качестве агрессии материальной. Он подавил австрийского канцлера обви-

246