Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Часть 2. Вторая мировая война

5.6.2. НАПАДЕНИЕ ИТАЛИИ НА ГРЕЦИЮ

Идея открыть фронт на Балканском полуострове вынашива-лась Муссолини и его главными соратниками с первых недель войны с целью помешать тому, чтобы влияние политики Гитлера в Дунайско-Балканском регионе возобладало над итальянскими интересами. Теоретически было два направления военных дей-ствий: нападение на Югославию и нападение на Грецию. С нача-ла июля были отданы распоряжения о военной подготовке в обо-их направлениях и начался поиск согласия, если не поддержки немцев. Это обстоятельство показывало всю слабость итальян-ской позиции, ибо Гитлер воздерживался от консультаций с со­юзником перед тем, как принимать собственные решения.

Впрочем, такое согласие отсутствовало. По уже изложенным причинам Гитлер был против военных действий на Балканах и поэтому ответил самым категоричным отказом на предложение, сформулированное Чиано 7 июля о наступлении на Югославию. В то же время он не выдвинул возражений против ограниченной итальянской операции на греческих островах в Ионическом море (в первую очередь - на Корфу). В свете такой позиции немцев подготовка нападения на Югославию замедлилась. Напротив, подготовка операции против Греции, не была приостановлена, не только в отношении Ионических островов, но также и в отноше-нии ее континентальной территории. Что касается Греции, то итальянские планы предусматривали действия по оккупации как части, так и всей территории страны, связанные с замыслом тай-ным вмешательством политико-идеологического характера выз-вать падение афинского правительства и приход к власти по­слушного итальянцам правительства, готового, следовательно, сразу же отказаться от всякого сопротивления.

Выбор между двумя театрами военных действий представлялся в тот момент предрешенным, в особенности, поскольку позиция Гитлера в отношении югославского случая являлась непреодоли-мым препятствием и поскольку действия против Греции плани-ровались как внезапное нападение ограниченными силами, и вся операция должна была быть завершена в течение приблизительно пятнадцати дней. На военном совещании, состоявшемся в Риме 13-14 августа с участием Муссолини, Чиано, наместника в Алба-нии Якомони, командующего войсками в этом регионе генерала Висконти Праска и начальника генерального штаба маршала Ба-дольо, этот ограниченный характер операции был четко обозна-чен, и Висконти Праска потребовал незначительное подкрепле-ние, исходя из предпосылки, что, вероятно, придется вести своего рода «молниеносную войну».

Глава 5. Первый этап Второй мировой войны

389

Моментом, подтолкнувшим Муссолини к отказу от осторож-ности и от соблюдения соглашений, подтвержденных лично Гит-лером во время встречи в Бреннере 4 октября, было решение немцев ввести войска в Румынию. Также как и русские, итальян-цы были непосредственно затронуты этой акцией, в отношении которой, несмотря на то, что предусматривал «Стальной пакт», с ними, также как и с русскими, не проконсультировались. Муссо-лини решил поэтому «отплатить Гитлеру той же монетой», то есть напасть на Грецию, предварительно не проинформировав его.

Речь идет о решении, принятом внезапно, под воздействием реакции раздражения по поводу многократного нарушения Гит-лером взятых обязательств. Итальянские войска в Албании были готовы к оборонительной войне, а не к наступлению. Правда, со-гласно слухам, которые поддерживал Чиано, в Афинах должен был произойти проитальянский государственный переворот. Все итальянские военачальники были прекрасно осведомлены о под-линной военной ситуации и полной неподготовленности к на-ступлению. Сам Бадольо не боялся высказывать свои сомнения в неформальной обстановке отдельным деятелям фашистской иерархии. Ни у кого, однако, не хватало мужества или ума для того, чтобы сказать Муссолини правду, возможно потому, что все считали, что греки действительно противопоставят вторжению лишь символическое сопротивление, возможно потому, что при-вычка к сервилизму лишила соратников дуче энергии, необходи-мой для того, чтобы сдержать его спесь.

В этой обстановке нападение на Грецию было назначено на 28 октября 1940 г. Муссолини проинформировал о нем Гитлера, когда тот находился в поездке по Южной Франции с целью встре-титься с Франко и Петэном, длинным письмом, посланным с на-меренным запозданием, в котором объяснялась итальянская по-зиция как по греческому вопросу, так и по другим европейским проблемам. Среди них - отношения с вишистской Францией и ведение войны. Итальянская позиция разъяснялась в письме та-ким образом, что не оставалось никаких сомнений в наличии глубоких разногласий. Гитлер счел тогда необходимым лично встретиться с Муссолини, и эта встреча состоялась во Флорен-ции, тогда же, 28 октября, через несколько часов после того, как итальянские войска начали свои операции в Греции. В этот мо-мент фюреру не оставалось ничего другого, как сделать хорошую мину при плохой игре и извлечь из нее выгоду для того, чтобы освободиться от собственной ответственности за прошлое, и, кроме того, - чтобы заставить Муссолини согласиться с герман-ской политикой в отношении Франции и Испании. Греческий

390