Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Глава 4. Накануне войны

277

кусочек, чтобы оставлять его в мучительной неопределенности. Напрасно некоторые представители националистов пытались провозгласить независимость Закарпатской Украины. 13 марта Гитлер сообщил венграм свое пожелание, чтобы они завладели этой территорией, получив, таким образом, выход к границе с Польшей (что не входило в замыслы Германии, но в тот момент представлялось целесообразным). Венгерский ревизионизм был не удовлетворен результатами первого венского арбитража, но на этот раз он получал менее обширную, но стратегически значи-тельно более важную территорию.

Так, в течение нескольких дней Чехо-Словакия перестала су-ществовать: впервые Гитлер нарушил торжественные обязательства пангерманизма, оккупировав территорию, которая не имела ниче-го общего с германской. Хотя эти события ожидались и считались делом решенным, тем не менее, случившееся имело огромный резонанс и заставило глубоко задуматься другие европейские держа-вы и, даже, радикально пересмотреть свои позиции. Новые жертвы ожидали своей участи.

Германия в 1919 г. потеряла Мемель, порт на Балтийском море, который был превращен в свободную зону под эгидой Лиги Наций и под управлением президента, назначаемого Литвой. В последую-щие годы литовцы не смогли показать достойный пример уваже-ния прав меньшинства, и, более того, находились в постоянном конфликте с Польшей, так как оспаривали права на владение го-родом Вильнюсом. Итак, Мемель был небольшим германским анклавом внутри зоны, переживавшей кризис. После 1933 г. на-цисты, опираясь на Восточную Пруссию, завоевали доверие большинства населения этого анклава. В марте 1939 г. министру иностранных дел Литвы Йозасу Урбшису пришлось совершить мучительную поездку в Берлин. На следующий день после праж-ских событий, 22 марта, Риббентроп сообщил ему, что если Лит-ва не желает подвергнуться германской бомбардировке с воздуха, то она должна смириться и уступить Мемель Германии, согласно договору, который был подписан несколько часов спустя, в ночь с 22 на 23 марта.

4.3. Конец политики «умиротворения»

4.3.1. ПРЕДВЕСТНИКИ НАПАДЕНИЯ НА ПОЛЬШУ

С октября 1938 г. стало очевидно, что следующим объектом нападения Германии станет Польша. Контроль над Польшей, по крайней мере, с конца XVIII века означал господство в Централь-

278

Часть 2. Вторая мировая война

но-Восточной Европе. Если европейцы, прежде всего, Англия и СССР, хотели положить конец свободе действий Гитлера, то на-ступил момент для принятия определенных решений. Еще в мар-те 1939 г., до оккупации Праги, Гитлер решил устранить Польшу «как политический фактор в Европе» посредством быстрой и огра-ниченной военной акции, что стало бы предпосылкой для войны на Западе, которая готовилась им с большой осторожностью.

21 марта Риббентроп представил польскому послу Липскому ультиматум. Прежде, чем правительство Варшавы смогло сооб­щить о своем решении оказать сопротивление угрозам Гитлера, 25 марта фюрер объявил главнокомандующему сухопутными сила-ми фон Браухичу свое намерение решить военным путем польский вопрос в целом (а не только спор о Данциге). 3 апреля он отдал приказ высшему командованию вермахта подготовить планы и предпринять соответствующие меры, чтобы осуществить нападе-ние на Польшу «в любой момент, начиная с 1 сентября».

Первыми отреагировали англичане. На следующий день после пражских событий они начали менять свою политику в отношении Советского Союза, противопоставив идеологическим предубеждени-ям и концепции «санитарного кордона» такой серьезный фактор, как необходимость сдерживания Германии. Начались перегово-ры, которые продолжались до августа и постоянно прерывались из-за сопротивления поляков, не доверявших, и не без основания, своему восточному соседу. Польша поставила англичан перед ди-леммой: прежде дать гарантии защиты Польши и лишь затем приступить к заключению соглашений с другими державами. Речь шла о выборе приоритетов: если в Лондоне признавали, что Советы теперь играют важную роль, то, следовательно, прежде необходимо успокоить поляков.

Такова была ситуация, в которой английское правительство в конце марта принимало решения. 31 марта 1939 г. Чемберлен, выступая в Палате общин, заявил: если какая-либо военная ак-ция, даже в обстановке дипломатических переговоров, будет явно угрожать независимости Польши, и поляки сочтут жизненно не-обходимым оказать ей силовое сопротивление, то Великобритания придет к ним на помощь, то же самое сделает Франция (с которой в предыдущие дни правительство Лондона провело соответствую­щие консультации).

Это был первый сигнал об изменении политической линии. Был ли это серьезный поворот? Нужно внимательно изучить сло-ва, использованные Чемберленом (следует учесть, что эти нюан-сы затем были использованы Черчиллем во время конференции в Ялте в 1945 г.). Англичане гарантировали только «независимость»