Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Глава 4. Накануне войны

297

новесить влияние Франции сближением с Италией. В 1934 г. после итало-австро-венгерских соглашений и после Венского путча, Румыния с возрастающим чувством страха ощущала свою изоли-рованность от остальной Европы и опасность, грозящую ей на любом направлении, за исключением Чехословакии.

Пока Николае Титулеску, горячий поборник политики кол-лективной безопасности и Лиги Наций, оставался министром иностранных дел, ему удавалось сохранять профранцузскую ори-ентацию румынской политики. Но в 1936 г. король Кароль II за-менил его, поскольку в этот период он стремился столкнуть между собой различные политические силы внутри страны (либераль-ную партию, демократическую партию, крестьянскую партию и движение «железной гвардии», откровенно фашистского толка). В декабре 1938 г. Кароль распустил партии и создал Фронт наци-онального возрождения, который должен был управлять страной в условиях надвигающегося кризиса, но в действительности был лишь преданным ему политическим формированием, которое возглавил способный политик Арманд Калинеску, министром иностранных дел стал Грегори Гафенку.

С 1936 г. и до декабря 1938 г. Румыния находилась в мучи-тельной нерешительности относительно международной ориента-ции, пока Мюнхенская конференция, падение Чехословакии и возрастающее влияние Венгрии не показали ей, насколько велика опасность. В тот момент она, действительно, была окружена только врагами и могла искать поддержку лишь у своего тради-ционного противника, Советского Союза. Румыния оказалась в безвыходной ситуации, она не могла рассчитывать и на односто-ронние франко-британские гарантии, провозглашенные 13 апреля после итальянской оккупации Албании.

Не менее трудной была ситуация в Югославии, которая к тому же осложнялась напряженными отношениями внутри госу-дарства между различными этническими группами, проблемами наследования королю Александру и действиями террористов, особенно в Македонии, получавших финансовую подпитку из Болгарии (при поддержке Италии). Уже в 1934 г. Югославия еще в большей мере, чем Румыния, была окружена враждебными странами. Положение представлялось терпимым, пока Югославия могла рассчитывать на поддержку Франции, но в 1935 г. после заключения соглашения между Муссолини и Лавалем, которое продемонстрировало заинтересованность французов в договоре с Италией, в Белграде особенно остро ощутили свою изоляцию.

Более того, Германия, стремившаяся преодолеть трудности, связанные с периодом большой депрессии, начала мощное эко-

298

Часть 2. Вторая мировая война

номическое проникновение на территорию Югославии, которое усилилось после аншлюса. Регент Павел в 1935 г. призвал к управ-лению страной Милана Стоядиновича, руководившего политичес-кой жизнью Югославии в течение нескольких лет. Стоядинович считал, что во внешней политике Югославии преобладающим дол-жно стать укрепление отношений с западными державами. Регент, напротив, ориентировал югославскую политику преимущественно на отношения с Германией и на поиски согласия с Италией, что, как он полагал, ослабило бы опасность изоляции страны.

Действовать в этом направлении регента толкали и перемены, происходившие в Болгарии, где король Борис III под давлением Германии отказался от враждебного отношения к Югославии и поддержки банд македонских ирредентистов. В январе 1937 г. Югославия и Германия подписали пакт о вечной дружбе, кото-рый стал шагом навстречу Германии. Когда Чехословакия была разделена, а Венгрия получила наибольшую выгоду от этого рас­членения, югославы поняли, в какой ситуации они оказались. Стоядинович был отправлен в отставку, его сменили Драгиша Светкович и Александр Синкар-Маркович на посту министра иностранных дел. Регент посетил как Берлин, так и Лондон и на-чал переговоры с целью изменить внешнеполитическую ориента-цию на антигерманскую. Он отдавал себе отчет в том, что наступ-ление ревизионизма может только нанести ущерб Югославии, а потому необходимо согласовать общую военную стратегию с Ве-ликобританией, Грецией и Турцией. Но при этом предполага-лось, что с востока на Германию окажет давление англо-франко-советский альянс, чего, однако не произошло. В канун войны Югославии угрожали весьма опасные контрудары, связанные с решениями Италии и Советского Союза.

Греция и Турция занимали в стратегическом отношении очень важные позиции, которые легко контролировали англича-не. У Турции, находившейся до 1938 г. под руководством Кемаля Ататюрка, а затем назначенного им преемника Исмета Иненю, были все основания укреплять Балканскую Антанту либо, по крайней мере, ее южный фланг. Греция, где в августе 1936 г. была установлена диктатура генерала Метаксаса, ярого антиком-муниста и непримиримого националиста, придерживалась той же ориентации, потому что ей угрожала та же опасность.

Германское проникновение в Турцию под руководством фон Папена было упорным и настойчивым, хотя и безрезультатным. Министр иностранных дел Турции Шюкрю Сараджоглу без коле-баний пошел на соглашение с Великобританией. 12 мая 1939 г. оба правительства обнародовали общее заявление об обязатель-