Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Глава 3. Кризис и крах Версальской системы

177

преобладания на той или иной территории до протектората и прямой колонизации, которую Муссолини расценивал как наи-более дорогостоящий вариант.

Италия сама не имела достаточного международного веса, чтобы добиться подобных результатов. Для их реализации необ­ходимы были два условия: существенная международная поддер-жка и благоприятные обстоятельства. Именно в тот момент бла-гоприятные обстоятельства существовали, и сложились они еще в 1934-1935 гг.; вопрос заключался в получении международной поддержки. Здесь возникает проблема отношений фашистского режима с другими европейскими державами. Сложности в отно­шениях с Великобританией не возникали, по крайней мере, до 1935 г. Проблемы существовали в отношениях с Францией.

Притеснения, испытанные на протяжении веков в качестве жертвы других более сильных государств, придали дипломатии итальянских государств особый характер, который часто расцени-вался поспешными историографами как негативный аспект ита-льянской политики. Но в действительности это было проявление духа выживания, и особый характер объяснялся вечным стремле-нием увеличить собственные силы (почти всегда ничтожные) с помощью подходящих союзов с гораздо более мощными соседями, которые зачастую сражались на итальянской земле. Подходящие союзы означали союзы, продиктованные требованиями момента, которым изменяли в соответствии с изменением обстоятельств, потому что не было никакого смысла соблюдать лояльность к ус­тановленным соглашениям в мире и в эпоху, когда для всех при-вычным было именно обратное отношение. Конечно, в трудные моменты более сильным было легче обвинять более слабых в веро-ломстве. Но кто всерьез мог бы принять эти обвинения, предъяв-ленные только одной стороне?

Эта традиция оставила глубокие корни в итальянской дипло-матии. К ней прибегали и до объединения страны, и с приходом Кавура, и после объединения. В конце XIX века некоторые го­сударственные деятели в возникновении двух различных систем союзов, разделявшихся растущим соперничеством, увидели рас-ширение возможностей для итальянской политики маневрирова-ния, т.е. средства для придания нового веса ограниченной италь-янской мощи, превратив Италию в стрелку европейских весов. На практике это означало заключение в 1882 г. соглашения с Францией, которое изменяло соотношение сил, ослабив исклю­чительные связи в рамках Тройственного союза с Германией и Австро-Венгерской империей.

178

Часть 1. Двадцать лет между двумя войнами

Эта политика требовала присутствия двух разных и различных субъектов, между которыми можно было бы вклиниться, чтобы усилить собственную позицию. В 1919 г. подобной ситуации больше не существовало. В 1923 г., в первый год внешней поли-тики Муссолини, казалось, что обстоятельства вновь стали благо-приятными в связи с оккупацией Францией Рура, но ситуация сразу же изменилась, поскольку Штреземан произвел поворот во внешней политике своей страны. Пока Штреземан оставался у власти, и франко-германское сотрудничество превалировало в ев-ропейских отношениях, возможности для маневра у Муссолини были ограничены, и вся итальянская внешняя политика строи-лась на устойчивых отношениях с Великобританией и менее ус-тойчивых с Францией. Именно поэтому итало-французским от-ношениям придавалось столь важное значение в период фашиз-ма, с 1926 по 1936 г., и, возможно, вплоть до Второй мировой войны. Итак, не имея альтернативы, Муссолини был вынужден в своей международной деятельности ориентироваться на Францию, а когда возникали альтернативные ситуации, то он оказывался перед серьезной проблемой выбора в противоречивых и порой трудных обстоятельствах, хотя иногда международные коллизии складывались для него необычайно благоприятно.

Итало-французские отношения лишь частично зависели от неприязни левоцентристских правительств Франции к фашизму. В некоторых случаях это обстоятельство имело определенное зна-чение, но, в общем, не мешало развитию реалистических отно-шений вплоть до 1936 г., когда одновременно произошли два важных события - было сформировано первое правительство Народного фронта во Франции и вспыхнула гражданская война в Испании. Но на ход итало-французских отношений в большей сте-пени влияли конкретные вопросы соотношения сил и интересов.

До 1934 г. обе страны стремились перейти друг другу дорогу. Это взаимовраждебное отношение сохранялось, хотя в австрий-ском вопросе их мнения совпадали. И Франция, и Италия не хо­тели аншлюса Австрии к Германии. Но в отличие от Италии, Франция не имела возможности непосредственно воздействовать на Австрию и вынуждена была проводить свою политику через Чехословакию или Италию. Таким образом, отношение Италии к ситуации в регионе обуславливалось не только ее спецификой. Если Чехословакия последовательно выступала с антиревизиони-стских позиций в силу жизненных интересов, то этого нельзя было сказать об Италии, как показали некоторые ее колебания в связи с вопросом о признании принципа равенства прав в облас-ти вооружений.