Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Глава 5. Первый этап Второй мировой войны

327

о ней должно было зависеть от согласия арабов. Однако эти ус­тупки показались арабам запоздалыми. Они не изменили под­спудную тенденцию палестинского национализма (и в целом, на­ционализма других арабских стран) к одобрению идеи поражения Британии. Не учитывая того, что последнее подвергло бы их тяго­там нового колониализма, возможно, более жестокого, они полага­ли, что поражение лишит Великобританию значительной части ее империи или, по крайней мере, регионов, которые были присое­динены к ней только после Первой мировой войны.

Именно эта ситуация делала столь неустойчивой и стратеги­чески важной позицию Турции (каким бы ни был выбор союзов со стороны Советов), поскольку лояльность турок в отношении Запада, пусть и ограниченная позицией нейтралитета, отделила бы Балканский полуостров со всеми его противоречиями от Ближневосточного региона, препятствуя развитию неконтролируе­мых процессов и повторению ошибок, подобных тем, что были совершены в 1914 г. Оттоманской империей. Впрочем, позиция Турции была важна и в связи с Ираном, также соблюдавшим нейтралитет. Во главе страны в то время находился шах Реза Пехлеви I, восприимчивый к нацистской пропаганде и массиро­ванному германскому присутствию в своей стране, нефтяные ре­сурсы которой были, однако, необходимы Великобритании.

Не менее неустойчивой была ситуация в Индии. В «жемчужи­не» британской короны движение за независимость набирало силу с начала века и укрепилось в период между двумя войнами, в особенности после того, как партия Индийский национальный конгресс, представлявшая индусское население, и Мусульманская лига, представлявшая исламское население, пришли к заключе­нию пакта о единстве действий. Лондонское правительство, не готовое к рождению сильного националистического движения, выдвигавшего требование не только местной автономии, но пол­ной самостоятельности и даже независимости, по крайней мере, в статусе доминиона (которого уже добились «белые» колонии), отреагировало жестокими репрессиями и последовавшим заклю­чением в тюрьму индийских национальных вождей. Однако по­явление таких фигур, как Мохандас Ганди, связавшего свою поли­тическую борьбу с философией ненасилия, но способного своей харизмой добиваться широчайшей поддержки, или таких, как Джавахарлал Неру, более внимательного к проблемам политичес­кой жизни и влиянию лейбористов или к советскому примеру, вынуждало британцев быть более осторожными. Впрочем, Ганди, путешествуя по Европе, хотя и не шел ни на какие компромиссы, не колеблясь принимал приглашения фашистских вождей, что не

328

Часть 2. Вторая мировая война

создавало каких-либо конкретных проблем, но указывало на по-тенциальные тенденции.

Попыткой Британии исправить ситуацию стало обнародова-ние в 1935 г. India Act (Закона об управлении Индией), который должен был стать первым шагом к постепенному предоставлению самоуправления этой стране. Однако, когда 3 сентября 1939 г. Ве-ликобритания объявила войну Германии, британский вице-король в Нью-Дели, маркиз Линлитглоу, без колебаний заявил о вступ-лении также и Индии в состояние войны, не позаботясь о кон-сультациях с индийскими политическими лидерами, поскольку сама Индия еще формально не получила статус доминиона. Это был достаточно неосторожный жест, рассчитанный на лояльность к Великобритании, которая уже дала, однако, трещину. Партия Конгресса отреагировала на выступление вице-короля заявлени-ем, что Индия сможет подтвердить свою солидарность с метропо-лией только при условии, что будет признана ее независимость и будет образовано индийское национальное правительство. При этом допускалось сохранение на период войны контроля над ин­дийскими войсками со стороны англичан.

Такая реакция, имевшая место еще до того, как последующий ход войны поставил Индию в ключевое для исхода конфликта положение, является свидетельством трудностей, с которыми, по-мимо гитлеровской политики, столкнулась Великобритания за пределами своей территории. Индийские требования были отвер-гнуты, однако уже 18 октября 1939 г. в заявлении вице-короля в качестве цели британской политики утверждалось получение Ин-дией своего места среди доминионов, но — по окончании войны. Тем временем имперское правительство предприняло с этой целью надлежащие меры, поручив их разработку круглому столу с участи-ем представителей индийских политических сил. Все это не было решением проблемы, однако это было то немногое, что обеспечило Лондону поддержку лейбористов, озабоченных предоставлением Индии независимости и входивших с июня 1940 г. в правитель-ственную коалицию, возглавлявшуюся Уинстоном Черчиллем. Эти меры действительно закладывали основы для изменений, ко-торые становились неизбежными с ходом войны.

Двумя наиболее чувствительными точками (кроме Сингапура) с учетом их европейских связей были Индокитай и Индонезий-ский архипелаг. В Индокитае французская администрация в пред-шествовавшее десятилетие немного сделала для того, чтобы до-биться сотрудничества местных властей, отдавая предпочтение системе тщательного непосредственного контроля, направленного, в первую очередь, на удовлетворение экономических и стратеги-