Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Глава 5. Первый этап Второй мировой войны

329

ческих интересов метрополии и местных колонистов. Решение реагировать на рост национализма в 20-30-е годы с позиции силы, вынуждая местную оппозицию уйти на нелегальное поло­жение и способствуя, таким образом, превращению Коммунисти­ческой партии Вьетнама в одну из наиболее влиятельных полити­ческих сил Юго-Восточной Азии, было обусловлено недостаточно реалистичной оценкой ситуации и необоснованной переоценкой силы французского колониализма. Парижское правительство не желало и не было способно выявить и надлежащим образом при­влечь местные элиты к осуществлению своих планов и, таким об­разом, упустило возможность осуществить плавный переход к по­литике передачи власти, который превратил бы противников Франции из непосредственных врагов в потенциальных партне­ров или, по меньшей мере, в нейтральных наблюдателей.

Не сильно отличалась ситуация в голландских владениях в Индонезии. В конце Первой мировой войны голландцы начали создавать здесь представительные органы власти, однако в целом система управления, основанная на общих критериях непрямого правления с опорой на традиционную властную иерархию, оста­валась патерналистской и авторитарной. Она была неспособна считаться с проявлениями, наряду с другими последствиями ев­ропеизации, растущих устремлений образованных элит, образо­ванных по-европейски, и противоречий между ними и традицио­налистскими слоями общества. Жестко присекалась любая форма национализма; в 30-е годы были арестованы и депортированы национальные лидеры, представлявшие, как Сукарно и Хатта, ту часть образованной элиты, которая могла стать наиболее полез­ным партнером для голландцев. Это привело, в конце концов, к усилению национализма и упрочению позиции сторонников враж­дебного отношения к метрополии.

Таким образом, обозревая эту панораму нейтрального мира в момент вспышки конфликта в Европе, не касаясь пока региона, где война уже полыхала в течение двух лет, а именно, региона, где действовала Япония, можно заметить как распространялись, пусть и с различными нюансами, отголоски происходившего столкновения, не вызывая непосредственных последствий, но приводя в движение силы, которые впоследствии будут действо­вать все более ускоренными темпами.

Германия напала на Польшу с целью привести в движение цепь изменений, способных решить проблемы «больших про­странств», которые Гитлер считал необходимыми для осуществле­ния своего глобального проекта. Однако Гитлер не улавливал того, что предвидели как американцы, так и англичане в качестве

330

Часть 2. Вторая мировая война

отдаленного результата кризиса, а именно того, что весь мир ощутит последствия «европейской гражданской войны», даже если она ограничится масштабами Польши и Германии.

События в Японии развивались параллельно германским, но независимо от них. Обе страны были связаны общим интересом -воевать с Советским Союзом и коммунизмом - начиная с под-писания «Антикоминтерновского пакта» 25 ноября 1936 г. Это совпадение интересов, коррелировавшее также с выдвигавшимися параллельно проектами создания огромных сфер исключительного влияния (для японцев - в Китае и в Тихом Океане), ограничива-лось двумя внутренними противоречиями. Первое касалось раз­личия в концепциях отношений с Великобританией. Для Герма-нии после 1938 г. эти отношения перестали носить позитивный характер, и Великобритания превратилась в противника номер один. Для Японии сохранялись неизменными мотивации, сделав­шие в 1902 г. возможным англо-японский и антирусский союз. Британское присутствие в Тихом океане являлось одновременно ограничителем и отправной точкой для японской политики, выдви-гавшей цели, совместимые с целями Великобритании, которых она почти всегда последовательно придерживалась вплоть до 1941 г.

Второй элемент расхождений был представлен, хотя и вре-менно, разной степенью гибкости в отношении Советского Со-юза. Для Германии царская Россия или Советский Союз всегда являлись как полезным союзником, так и противником, подле-жащим уничтожению. В 1939 г. пакт о ненападении положил на-чало этапу сотрудничества, которое, хотя и было временным, представлялось опасным и контрпродуктивным для японских ин-тересов. Для Японии, граница которой на Азиатском континенте простиралась от Маньчжурии до Китая, СССР был традицион-ным противником.

Соединенные Штаты также являлись потенциальным препят-ствием для японского экспансионизма. Однако вплоть до 1941 г. их соперничество прошло через несколько этапов, позволявших просматривать скрываемую временными разногласиями совмес­тимость их глубинных интересов и возможность найти формулы сосуществования. Ситуация изменилась с 1941 г., когда в Японии возобладали экспансионистские силы, связанные прежде всего с военно-морскими кругами. Вся история XX века свидетельствует о невозможности примирить японские интересы в Азии с совет-скими интересами, что и отразилось в 1939 г. на японской пози-ции в отношении европейской войны. Поэтому, когда Гитлер подписал договор о ненападении с Советским Союзом, реакция японцев вытекала в первую очередь из оценки рисков, которым