Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Часть 2. Вторая мировая война

подтверждалась независимость Ирана и добавлялось, что союз-ные войска будут выведены из страны в течение шести месяцев после окончания войны против стран «Оси». Таким образом, си-туация в Иране была поставлена под контроль, сделавшийся еще более эффективным в результате того, что в конце 1942 г. к англо-советским войскам добавились сильные американские континген-та с задачей осуществлять операции по закону о ленд-лизе.

6.2.7. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ ВНУТРИ «БОЛЬШОГО СОЮЗА»

Сложнее было, однако, решить вопросы чисто политического характера. С одной стороны, необходимо было установить кон-такты между советским правительством и польским правитель-ством в изгнании, находившимся в Лондоне, а с другой, - довести первые англо-советские соглашения до более полного формата. Конечно, установление нормальных дипломатических отношений между Советами и Польшей было почти нереальной задачей, хотя эта проблема и была важной для всех заинтересованных сто-рон, польское правительство испытывало особое беспокойство относительно польских военнопленных, находившихся в руках русских (около полутора миллионов человек). 5 июля в Лондоне начались переговоры между послом И.Майским и генералом В. Сикорским, польским премьер-министром. Переговоры прохо-дили на фоне полного расхождения во взглядах на будущее. Для поляков было бесспорным, что следует вернуться к ситуации 1939 г., в то время как русские высказывались в поддержку «этнической Польши». Был ли возможен компромисс? Черчилль полагал, ко-нечно, не строя слишком больших иллюзий, что полякам следует «положиться на добрую волю Советов» в том, что касалось буду-щего и не требовать письменных гарантий. Компромисс был най-ден с помощью формулы, опускавшей всякие намеки на конкрет-ные проблемы и ограничившейся заявлением о прекращении действия соглашений, подписанных русскими и немцами в авгус-те–сентябре 1939 г. На этой основе соглашение от 30 июля 1941 г., восстанавливало нормальные дипломатические отношения между Москвой и польским правительством в изгнании, находившемся в Лондоне (формальный момент, но достойный повторного упо-минания из-за его важности в будущем). Несколько недель спустя Сикорский посетил Москву и встретился со Сталиным, который намекнул на то, что компромисс возможен на основе промежу-точной линии границы между существовавшей до войны и той, что была установлена соглашениями 1939 г. с немцами. Сикор-

Глава 6. Глобальная война

431

ский не счел возможным согласиться и, возможно, совершил се-рьезную ошибку.

С другой стороны, союзники, то есть на тот момент англича-не, также не были щедры на обещания. Черчилль и его министр иностранных дел Идеи стремились к достижению солидарности с Советами, хорошо понимая трудности послевоенного периода после победы над фашизмом с точки зрения судьбы Польши и Балкан. На следующий день после заключения соглашения меж-ду Сикорским и Майским Идеи заявил в палате общин, что его правительство не признает аннексий Советского Союза в 1939 г. Но чтобы понять важность этого заявления, следует вспомнить, что по тому же поводу Идеи повторил прежнюю концепцию, в соответствии с которой Великобритания гарантировала независи-мость Польши, а не ее довоенные границы. А это означало отни-мать одной рукой то, что давала другая. Вместе с тем выбор между несуществующей Польшей и Советским Союзом, оказывавшим успешное сопротивление немцам, напрашивался с неотвратимой силой убеждения.

Итак, в декабре британское правительство решило, наконец, объявить войну Финляндии, Венгрии и Румынии, которые в июне 1941 г. присоединились к Германии для осуществления «плана Барбаросса». Через несколько дней Идеи сам отправился в Москву, куда он прибыл 15 декабря 1941 г. с целью начать пе-реговоры о соглашении, нацеленном уже на будущее. По этому случаю Сталин вручил ему длинный список советских требова-ний, которые должны были стать частью секретного протокола, прилагавшегося к договору о союзе. Это были предложения, трактуемые в соответствии с самой традиционной логикой дер-жавной политики. Сталин требовал, чтобы англичане признали за СССР всё захваченное им до вступления в войну, а также ряд территориальных изменений в Центральной Европе, которые по-влекли бы за собой расчленение Германии и установление совет-ской гегемонии на Балканах. В ответ он был готов признать любые претензии англичан на обладание военными базами в Западной Европе. Это было решение проблемы, которое Идеи не мог при-нять на другой день после вступления в войну Соединенных Шта-тов (и которое Сталин, возможно, предлагал именно для того, чтобы предотвратить некоторые последствия этого события).

Молотов попытался вернуться к этой теме весной 1942 г., по-сетив, в свою очередь, сначала Лондон, а потом Вашингтон. Од-нако, хотя 26 мая, после напряженных переговоров ему и удалось подписать договор о союзе между Великобританией и Советским Союзом, но этот документ не включал ни единого упоминания

432