Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Часть 1. Двадцать лет между двумя войнами

партнерами был связан с провалом планов (исследованных в рабо-тах Рене Жиро) создания экономической франко-англо-американ-ской коалиции, способной навязать свои нормы экономической жизни остальной Европе, что позволило бы в итоге достичь по­литического превосходства, - но факт остается фактом: француз­ская политика воспринималась в Лондоне с растущей отстранен-ностью. Только некоторое сближение с Польшей, отмеченное в сентябре 1936 г. соглашениями о поставке французского воору-жения, смягчало изоляцию Франции, но она стала еще более очевидной при первых признаках измены Бельгии.

После оккупации Рейнской области Бельгия ослабила тесное сотрудничество с Францией, почувствовав свою незащищенность и угрозу германского нападения. Бельгию связывали с Францией военные договоры, относившиеся к 1920 г., но в октябре 1936 г. король Леопольд III выступил с речью, которая отражала прави-тельственную политику и вызвала одобрение в общественном мнении. Он утверждал, что захват Рейнской области подрывает Локарнские соглашения и налагает на Брюссель обязанность проводить «исключительно и полностью бельгийскую» политику. Это был еще не откровенный нейтралитет, но уже его насторажи-вающие признаки.

Вместо того, чтобы поддерживать Францию, английское пра-вительство и Идеи проводили политику соглашения с Германией и примирения с Италией. Однако Идеи по-прежнему относился с глубоким недоверием к Муссолини и считал, что Италия, враж-дебная Великобритании и свободная от всяких обязательств в Средиземноморском регионе, будет еще более опасной. Поэтому он, пересилив себя, пошел на частичную нормализацию отноше-ний с Италией, опираясь на общую заинтересованность в сохра-нении стабильности в Средиземноморье или, точнее сказать, на обоюдное желание продемонстрировать подобную заинтересован-ность, несмотря на различие среднесрочных планов. Правитель-ства обеих стран завершили 2 января 1937 г. «обмен нотами», ка-савшийся «джентльменского соглашения», которое предполагало прекращение вмешательства Италии в дела Испании и связывало обе стороны обязательством не нарушать статус кво в Средизем­номорье и соблюдать взаимные интересы и права в этом регионе.

Но еще более решительной стала политика Идена после от-ставки правительства Болдуина 28 мая 1937 г. вследствие кризиса, вызванного отречением Эдуарда VIII. После вступления на анг-лийский престол Георга VI было сформировано правительство Невиля Чемберлена, в котором Идеи некоторое время руководил Форин Оффис. Вместо того, чтобы воспользоваться неустойчивой

Глава 3. Кризис и крах Версальской системы

239

ситуацией и восстановить «фронт Стрезы», Великобритания, ка-залось, приветствовала акции, разделявшие три страны, которые могли бы быть заинтересованы в его воссоздании.

В Лондоне сомневались, должно ли соглашение с Италией включать признание де юре титула императора Эфиопии за коро­лем Италии. Чемберлен склонялся к такому признанию, потому что считал возможным вернуть Муссолини в орбиту влияния Ве-ликобритании. Идеи придерживался другого мнения. Он писал Чемберлену: «Мне кажется, что существует определенная разница между Италией и Германией в том смысле, что соглашение с последней могло бы просуществовать в течение некоторого ра-зумного времени, в особенности, если Гитлер лично примет на себя соответствующие обязательства. В то же время Муссолини, мне кажется, является настоящим гангстером, и его честное сло-во ничего не значит».

Фактически, правительство Великобритании действовало с упорной настойчивостью (слегка приглушенной некоторой недо-верчивостью) в отношении умиротворения Германии и пыталось, хотя и с некоторой неохотой, связанной с личностью Муссолини и проблемой паритета военно-морских сил в Средиземном море, добиться нормализации отношений с Италией. В течение всего 1937 года продолжались переговоры с Италией о заключении наиболее полного «джентльменского соглашения». Таким обра-зом складывалось окружение Франции, которая к тому же вы­нуждена была сосуществовать с враждебным правительством на юге - в Испании.

Гитлер, в свою очередь, после рискованного захвата Рейнской области понял всю опасность столь резких акций и, если и не из­менил своих планов, то приступал к их выполнению с большей осторожностью. Его установки и планы англичан совпадали: он намеревался вовлечь британцев - «расовых кузенов» немцев - в глобальный союз, а также оказать давление на итальянцев и вы-нудить их заключить европейский союз.

Переговоры с англичанами были поручены фон Риббентропу, который еще не стал министром иностранных дел, но уже был ведущим деятелем, проводившим внешнюю политику Гитлера. Риббентроп стал послом в Лондоне, в его задачи входило убедить британцев в необходимости глобального соглашения, которое Гитлер считал единственно соответствующим сложившимся об­стоятельствам. Обе страны имели возможность заключить союз на основе некоторых общих концептуальных положений: герман-ское преобладание в Европе помогло бы положить конец продол-жавшимся волнениям на континенте и противопоставить совет-ской коммунистической угрозе фронт стабильности, но на базе

240