Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Глава 7. Победа союзников и подготовка послевоенного... 513

7.3.3. Разработка устава оон: думбартон-окс

В дальнейшем еще более тревожные признаки этих трудностей выявились в ходе работ по подготовке проекта Устава Организа-ции Объединенных Наций. Создание новой большой междуна-родной организации было основной политической целью амери-канцев, которые выступали за реструктуризацию международных отношений в мировом масштабе. Рассуждать о проблеме безопас­ности абстрактно, в чисто юридических терминах, как это делал в 1919 г. Вильсон, означало скрывать реальное политическое значе-ние юридических формулировок или обходить его, что всегда грозит провалом любой инициативы.

Вопросы безопасности и гарантий мира не могут абстрагиро-ваться от специфики политической реальности: наследие войны, наличие потенциального врага, или наоборот, общее участие в отстаивании определенной системы международных отношений, рассматриваемой как результат происходящего столкновения. С этой точки зрения, интересы ведущих союзных держав предпо-лагали включение в размышления о будущем институциональных механизмов, призванных обеспечить достижение их политичес-ких целей - безопасности и мира. Поэтому создание новой меж-дународной организации, в первую очередь, отражавшее концеп-цию Большого проекта Рузвельта, отвечало потребностям других потенциальных победителей, старавшихся закрепить результаты своих военных успехов.

Институциональные формулы предлагали привлекательную альтернативу в сравнении с простым возвращением к формулам силовой политики. Возможно, Черчилль и Сталин не разделяли полностью некоторые американские установки, тем не менее, они тоже понимали, насколько важно цивилизовать международные отношения, вывести их на более высокий уровень, когда механиз-мы посредничества предотвратят столкновения интересов, что бу-дет содействовать сохранению безопасности. Идея четырех поли­цейских, выдвинутая Рузвельтом, затем трансформировалась в постулат «прочного согласия» между союзными державами, участницами Второй мировой войны, и была наполнена реальным содержанием, что послужило основой для институциональных механизмов, которые удалось разработать союзникам.

По этому вопросу существовало четкое обязательство, приня-тое в Москве в октябре 1943 г., созвать как можно быстрее кон-ференцию экспертов, которая изучила бы проекты, представлен-ные каждой из трех держав; по мнению Рузвельта, к ним должен

514

Часть 2. Вторая мировая война

был присоединиться Китай. Контакты в связи с созывом подоб­ной конференции начались в феврале 1944 г., а в апреле состоялся первый обмен мнениями, в ходе которого была достигнута дого-воренность, что подготовительная конференция экспертов при-ступит к работе в августе 1944 г. Местом ее проведения стала большая вилла Думбартон-Окс в Джорджтауне, одном из кварта-лов Вашингтона. Вилла дала название и конференции, открыв-шейся 21 августа и продолжавшейся до 29 сентября. В ходе перего-воров на основе сопоставления различных, но в основном сходных предложений, был разработан комплекс согласованных норм. Ис­ключение составляли отдельные вопросы, касавшиеся важнейших политических моментов деятельности новой организации, а так-же некоторых преимущественно технических аспектов, однако не лишенных политического значения.

Расхождения по отдельным вопросам свидетельствовали о трудностях выработки единого понимания будущего мироустрой-ства. Во-первых, это были вопросы, связанные с всеобщим ха-рактером организации, поскольку Советы требовали включения в нее всех 16 республик, входивших в состав СССР. Во-вторых, разногласия касались режима несамостоятельных территорий и, в частности, тех, на которые распространялась система опеки, ана-логичная режиму «мандатов» Лиги Наций.

В ходе дискуссии наиболее сложным в политическом отно-шении оказался вопрос о порядке голосования в рамках будущей организации. Все помнили, что правило единогласия фактически парализовало работу Лиги Наций. В связи с этим выявилась про-блема соотношения между юридическим равенством наций в международном плане и неравенством ответственности, вытекаю­щим из различия политического веса каждой из них, и разного размера расходов, которые великие державы должны были нести в случае проведения международных акций.

В дальнейшем вопрос еще более осложнился. Действительно, введение правила большинства в организации, где Соединенные Штаты весьма вероятно станут господствующей силой, означало, что большинство, состав которого предопределен, станет в буду-щем направлять деятельность организации. Это не создавало бы проблем до тех пор, пока сохранялось бы «прочное согласие», су-ществовавшее, казалось, в тот период между великими держава-ми, но вызывавшее сомнение у каждого, кто реально смотрел на вещи и в возникавших конфликтах видел вероятность кризиса этого согласия.

При отсутствии особой системы гарантий, которая «заставля-ла» бы ведущие державы голосовать вместе или не голосовать,