Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Часть 2. Вторая мировая война

и создание своего собственного, антигерманского кордона, и по-этому более всего возможного на западе, от Финляндии до Бал-кан, в соответствии со стратегическим видением, устремленным в достаточно отдаленную перспективу.

Неужели Гитлер этого не понимал? Речь идет всего лишь о гипотезе, которой можно противопоставить совершенно противо-положную интерпретацию, приводящую, однако, к тем же самым выводам: Гитлер это понимал и именно потому обратился к рус-ским с предложениями, которые, в случае их принятия, подчини-ли бы СССР немецкой логике, сделав тщетными британские на-дежды на конфликт между двумя временными союзниками. Если же они не были бы приняты, то это укрепило бы уже существую­щую решимость уничтожить Советский Союз силой.

Такая альтернатива ясно выявилась во время неофициальных переговоров 12 и 13 ноября между Молотовым и германскими вождями. В то время, как Гитлер и Риббентроп продолжали изла-гать свои глобальные планы, вплоть до предложения СССР при-соединиться к Тройственному пакту (что санкционировало бы именно то подчинение, которое имплицитно содержалось в тези-сах Гитлера), Молотов оставался тверд в своем намерении обсуж-дать европейские проблемы, настаивая на желании Советов свести окончательные счеты с Финляндией даже ценой войны, против которой категорически выступал Гитлер; на советских интересах в Южной Буковине (что противоречило итало-германским гаран-тиям румынских границ, гарантиям, против односторонности ко-торых выразил протест Молотов); и в более общем плане - на заинтересованности во всем, что происходило на Балканском по-луострове: от Румынии до Венгрии, Югославии и Греции, и нако-нец, до проекта пересмотра конвенции Монтре 1936 г. по судоход-ству в проливах (полезно заметить, что Молотов предварил тезис Сталина, выдвинутый им на Ялтинской конференции 1945 г.). Немцы настаивали на необходимости общего соглашения четырех держав, включая Италию и Японию, в рамках которого должны были быть обозначены границы соответствующих сфер влияния, тогда как советская сторона настаивала на необходимости заклю­чить соглашение между двумя державами, касающееся соответ-ствующих интересов в Европе, а затем обсуждать возможные со-глашения с Италией и Японией.

Позиции сторон не могли быть более далекими друг от друга, и переговоры завершились формально в сердечной обстановке, однако по существу - провалом. Советы считали, что за помощь, которую они оказывали, прикрывая Гитлера на востоке от Вели-кобритании, они могут ожидать от него более высокой платы.

Глава 5. Первый этап Второй мировой войны

385

Сталин, насколько это следует из имеющейся информации, не отдавал себе отчета в реальном значении Берлинских переговоров. То есть он не уловил (или не захотел уловить) смысла позиции немцев, состоявшего в том, что германская победа была предопре-делена. Советский Союз, также как Италия и Франция, имел свой расчет для окончательного присоединения к германским позици-ям. В долгосрочном плане Сталин, очевидно, был прав, но он не понял, что в краткосрочном плане альтернативой соглашению была война.

5.5.3. ПОДГОТОВКА «ПЛАНА БАРБАРОССА»

18 декабря 1940 г. Гитлер подтвердил распоряжения, уже от-данные в июле, разослав свою «директиву № 21», приказывав­шую германским вооруженным силам к 15 мая 1941 г. завершить приготовления, необходимые «для того, чтобы разбить Советскую Россию в молниеносной кампании еще до окончания военных действий с Великобританией». Так начинался в оперативном пла-не так называемый «план Барбаросса», ставший кульминацион­ным моментом нацистской военной программы и, несмотря на все колебания, предшествовавшие его осуществлению, реальной целью гитлеровской стратегии. По этому поводу Андрэ пишет:

«Будучи хозяином на континенте, Гитлер продолжал утверж-дать, что война уже выиграна державами «Оси», однако в дей-ствительности он не видел перед собой пути для достижения окончательной победы и чувствовал, что с неотвратимостью вов-лекается в войну на истощение, которая была чужда его концеп-циям и все опасности которой он хорошо понимал».

Впрочем, не реализовалась также альтернатива продвижения в направлении Испании, учитывая, что 7 декабря генерал Франко не разрешил проход немецких войск к Гибралтару. В таком кон-тексте становится ясным, что идея нападения на Советский Союз -даже допуская, что в первые моменты ее разработки она была всего лишь одним из многочисленных вариантов, открывшихся для действий немцев, - превратилась, в конце концов, в неизбеж-ный путь выхода из тупиковой ситуации. Эта оценка, впрочем, не может рассматриваться в отрыве от последовательной настойчи-вости, с которой Гитлер стремился осуществить свои глобальные замыслы; в рамках его концепции «промежуточные решения» (вроде предложения о присоединении СССР к Тройственному союзу) имели лишь вспомогательный и переходный характер. Если посмотреть внимательно, проникая за внешнюю сторону событий, то очевидно, что Гитлер стремился к полной гегемонии

386