Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Часть 2. Вторая мировая война

варварских бомбардировок (которые, впрочем, позже используют с этой же целью союзники против Германии): они выражали не-способность или невозможность достичь прямого военного реше-ния и демонстрировали осознание Гитлером того, что он может бороться с англичанами только с помощью устрашающих бом­бардировок или же следуя более сложным путем, предполагав-шим поражение Советского Союза. В принципе вопрос об этом втором пути был решен в конце июля 1940 г. Окончательное принятие решения Гитлером зависело от способности Британии к сопротивлению и от развития отношений с Советами, которые были поставлены под сомнение во время последней серьезной дипломатической дискуссии между двумя сторонами в ходе визи-та Молотова в Берлин 12-13 ноября 1940 г.

5.5.2. УХУДШЕНИЕ ГЕРМАНО-СОВЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Поездка Молотова в Берлин проходила в атмосфере, уже зна-чительно ухудшившейся в связи с происшедшими изменениями. Германия по-прежнему не хотела, чтобы Балканский регион стал театром военных действий, поскольку это раньше времени созда-ло бы сложности в отношениях с Советским Союзом и сделало очевидным совпадение советских интересов с английскими. Од-нако Балканы были охвачены глубоким беспокойством, порож-денным волнениями, имевшими место в 1938 г., и еще более уси-лившимися после того, как Германия посоветовала Румынии принять советский ультиматум по поводу Бессарабии и Северной Буковины. Страх, что это было прелюдией к новым советским требованиям, перед которыми Румыния оказалась бы бессильной, усугубился для бухарестского правительства тем обстоятельством, что успех советского «ревизионизма» подлил масла в огонь двух традиционных «ревизионизмов» в регионе, стрелы которых по-стоянно были направлены против Румынии: Болгарии, требовав­шей возвращения Северной Добруджи, и Венгрии, требовавшей возвращения Трансильвании, переданной румынам по Трианон-скому договору. Если болгарский «ревизионизм» не вызывал больших опасений, поскольку софийское правительство было бо-лее доступно для призывов итальянцев и немцев к умеренности и, как бы то ни было, требовало ограниченной территориальной ревизии, то венгерский «ревизионизм», напротив, нес в себе раз-рушительный заряд для всей ситуации на Балканах, поскольку он стремительно и агрессивно добивался результатов, которые подо­рвали бы сложившееся устройство региона.

Глава 5. Первый этап Второй мировой войны

381

Болгария и Венгрия забеспокоились сразу же после советско-го ультиматума Румынии. Немцы и итальянцы сделали все воз-можное для сдерживания давления венгров; однако полностью противостоять им было невозможно, прежде всего потому, что венгерский премьер-министр Телеки и его министр иностранных дел Чаки демонстрировали тотальную нетерпимость, вплоть до угроз начать вооруженные действия в случае, если не будут при-няты их требования.

В июле–августе 1940 г. прошла лихорадочная череда итало-германских консультаций с целью выработки общей позиции, а также консультации римского и берлинского правительств с пра-вительствами трех заинтересованных стран с целью найти мир-ный выход из положения. Гитлер оказал давление на румынского короля Кароля, обрисовав ему опасности, связанные с перспек-тивой изоляции Румынии, с тем, чтобы заставить его пойти на уступки. Взамен он предложил немецкие территориальные гаран-тии для всех новых румынских границ (включая границу с Совет-ским Союзом). Муссолини и Чиано дали такие же советы. Румы-ны оказались, следовательно, перед трудным выбором, в то время как венгры чувствовали себя сильными, так как могли спровоци-ровать именно ту ситуацию, которой Гитлер старался любой ценой избежать, поскольку она слишком противоречила его интересам.

Спор с Болгарией был решен с относительной легкостью. Гитлер и Риббентроп заверили болгарского премьер-министра Филова и его министра иностранных дел Попова, что Германия ультимативным образом поддержит требования вернуть границу с Румынией к рубежу 1913 г. 31 июля болгарские требования были представлены Бухаресту, а 19 августа в Крайове собралась конфе-ренция, которая завершилась быстрым заключением соглашения (7 сентября), предусматривавшего полное согласие румын с реви-зионистскими требованиями Софии.

Венгерско-румынский конфликт касался, напротив, террито­рии более чем 100 тыс. кв. км с населением, гораздо более сме-шанным в этническом отношении и его предстояло разрешить с помощью нескольких дипломатических шагов. Берлинскому и римскому правительствам удалось принудить обе стороны начать переговоры, однако они тянулись в напряженной атмосфере, и результатов не предвиделось. Более того, в конце августа они были прерваны при полном сохранении разногласий. 28 августа Чиано встретился с Гитлером в Берхтесгадене. Они согласились оказать максимальное давление с целью избежать развязывания конфликта в Дунайско-Балканском регионе. Чиано и Риббентроп полагали, что только навязав посредничество двух держав «оси»,

382