Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Часть 2. Вторая мировая война

момент формально выступал заодно с СССР, жестко и неуклонно стремился к целям, которые в последующие два года стали оче-видными.

В этих условиях инцидент привел к разрыву дипломатических отношений между правительством Москвы и находившимся в Лондоне польским правительством в изгнании, которое не под-держало утверждение о невиновности Советов, в результате чего было обвинено Москвой в игре на руку немцам. Итак, в 1943 г. отношение Советов к Польше и равнодушие к ней западных дер-жав предвосхитили ситуацию, которая сложилась после войны в соответствующих «сферах влияния».

Термин «сферы влияния» в более поздней историографии и публицистике связывался с решениями, принятыми в феврале 1945 г. на конференции в Ялте. В действительности уже тогда стали намечаться «сферы влияния», каждая по своим определен-ным параметрам. Даже решение англо-американцев не допустить Советы в какой-либо форме участвовать в контроле над осуще-ствлением перемирия в Италии со всей очевидностью свидетель-ствовало об ограниченности согласия между участниками «Вели-кого союза». Но в этом согласии, как неизменный контрапункт, присутствовало взаимное недоверие, стремление отстаивать соб­ственные интересы.

Если для Советского Союза первоочередное стратегическое значение имела Польша, то Италия была и оставалась опорным пунктом для возрождения влияния Великобритании в Средизем-номорье. Соединенные Штаты в то время еще не играли домини-рующей роли в решении европейских проблем. Таким образом, первые шаги на пути создания новой системы международных отношений после войны не отвечали принципам глобального со-трудничества. В действительности, именно на Московской конфе-ренции было положено начало раздела мира на сферы влияния.

Тем не менее, Московская конференция, с точки зрения бли-жайшей перспективы, была успехом международной дипломатии. Во время первой встречи три державы-союзницы получили воз-можность понять масштабы своих разногласий, но они сумели определить и проблемы, представляющие взаимный интерес, и рассмотрели основные вопросы, которые предстояло решать в бу-дущем, то есть вопросы, которые могли быть решены только на высшем политическом уровне. В сложившейся обстановке стало реальным предложение, обсуждавшееся в течение предыдущих недель, о встрече в верхах между Сталиным, Рузвельтом и Чер-чиллем. Обсуждались время и место встречи. Сталин настаивал на том, чтобы место встречи было выбрано поближе к Советскому

Глава 7. Победа союзников и подготовка послевоенного... 497

Союзу, мотивируя соображениями военного характера, которые скептически были восприняты другими. Рузвельт любезно согла-сился взять на себя наибольший труд, связанный с перелетом. Так выбор пал на Тегеран, где три руководителя великих держав провели встречу с 28 ноября по 1 декабря 1943 г.

7.2.3. КОНФЕРЕНЦИИ В КАИРЕ И ТЕГЕРАНЕ

Инициатором встречи в верхах был, в основном, Рузвельт, ко-торый подталкивал к этому Сталина и Черчилля, стараясь к тому же показать советскому диктатору, что американская дипломатия действовала совершенно независимо от английской. Кроме того, Рузвельт хотел, чтобы встреча из трехсторонней превратилась бы в четырехстороннюю, и, не сообщив ни Сталину, ни Черчиллю, пригласил главу Гоминьдана Чан Кайши участвовать в предвари-тельной встрече, в которой от Советского Союза должен был уча-ствовать Молотов.

Встреча должна была состояться в Каире, который рассматри-вался как этап на пути американского президента в иранскую столицу. Рузвельт намеревался совершенно явно связать азиатс­кие военные проблемы с проблемами глобального союза, чтобы вовлечь Сталина в войну с Японией. К тому же, в более широком плане он стремился усилить политическое влияние Китая, чтобы придать больший вес заявлению четырех держав с ориентацией на создание в будущем международной организации, в которой Китай смог бы занять место четвертой действительно «великой» державы.

Попытка Рузвельта провалилась. Когда Советы узнали от Черчилля, что в Каир приедет Чан Кайши, Молотов, который уведомил о своем участии, отменил это решение. Таким образом, Каирская конференция, проходившая с 22 по 26 ноября 1943 г., превратилась в англо-китайско-американскую встречу или, точ-нее говоря, в диалог между Рузвельтом и Чанкайши. Перед тремя участниками стояли как политические, так и военные задачи. Приоритетными были военные проблемы, поскольку они требо­вали срочного решения, к тому же было необходимо укрепить позиции китайских националистов, ослабленные поражениями и возобновлением раскола с коммунистами.

На бумаге китайская армия расценивалась как самая сильная в мире, а в действительности она была полностью дезорганизова-на и была не способна перейти в наступление. Казалось, необхо-димо срочно установить сухопутные связи через Бирму, а также восстановить контроль над морским судоходством в Бенгальском

498