Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Часть 2. Вторая мировая война

без труда разделял это мнение и утверждал, что подлинным пред­ставителем Франции было правительство Виши. Черчилль был тогда единственным, кто отстаивал интересы «Свободной Фран-ции», и это был один из немногих вопросов, по которым англи-чане в дальнейшем одержали верх. Организация мира, создание Организации Объединенных Наций и борьба против колониализ-ма - по этим вопросам Сталин и Рузвельт пришли к согласию в беседах наедине. Необходимо было противопоставить японским лозунгам те же методы, как сделали это американцы, пообещав независимость Филиппинам, или же планируя включить в Устав Объединенных Наций «заявление о независимости стран».

Доклады по важнейшим проблемам не помешали трем лиде-рам союзных держав конкретно и целенаправленно рассмотреть проблемы, таившие в себе глубокие причины для будущего про­тивостояния. Первой в ряду таких проблем была Польша, ради спасения независимости которой, напомнил Черчилль, Англия вступила в войну. Но премьер-министр в беседе со Сталиным с глазу на глаз, не колеблясь, заявил, что независимость не означа-ет также целостность и неизменность границ. Английское прави-тельство обязывалось воссоздать Польшу как государство, но не сохранить ее довоенные границы. Важнейшим вопросом, сказал Черчилль, является советская безопасность. Следовательно, сме-щение на запад польской границы было решением, не вызывав-шим трудностей. Линия Керзона 1919 года уже намечала раздел по этническому принципу, за исключением небольших поправок в пользу Польши, которая получала компенсацию, как предло-жил Идеи 28 ноября, в виде уступки немецкой территории до Одера. Был ли согласен Сталин? Ответ мог быть только положи-тельным: СССР сделал все возможное, чтобы поляки получили такой результат. Рузвельт придерживался той же позиции.

1 декабря во второй половине дня Рузвельт встретился со Сталиным в присутствии Молотова, Гарримана и переводчиков. Американский лидер сказал, что в 1944 г. предстоят президент-ские выборы и если война будет закончена, он не сможет вновь выдвинуть свою кандидатуру, а в ситуации войны он должен бу-дет исполнить свой долг. В связи с выборами Рузвельт требовал принять во внимание, что в Америке имелось шесть или семь миллионов избирателей польского происхождения, и он не мог позволить себе потерять их голоса. Американский президент до-бавил, что поддерживает предложение передвинуть западную гра-ницу Польши к западу до Одера. Рузвельт также надеялся, что Сталин «поймет», что в то же время «он не мог участвовать в ка-ком-либо публичном соглашении», которое санкционировало бы

Глава 7. Победа союзников и подготовка послевоенного... 503

такое изменение границ. Сталин понял. Но судьба польских тер-риторий была уже предрешена.

Что касается политического устройства Польши, то Сталин постарался выдвинуть на авансцену своих ставленников в ожида-нии, когда Красная армия вступит на территорию соседней стра-ны. Пока он был вынужден уступить англо-американскому давле-нию и нормализовать отношения с польским правительством в изгнании. Взамен он потребовал от поляков согласия, что восточ-ной границей Польши станет граница, установленная в 1941 г. Советами. Это была линия Риббентроп–Молотов, как едко заме-тил Идеи, а Молотов называл ее линией Керзона. От названия границы зависело восстановление дипломатических отношений, переговоры о котором, впрочем, продолжались несколько меся­цев. Этого времени было достаточно, чтобы Советы создали в Польше политический организм, полностью от них зависимый.

На конференции в Тегеране рассматривалась также судьба Германии, поскольку этой проблеме не было уделено достаточно-го внимания во время Московской встречи. Это было сделано в Тегеране. Предстояло решить, расчленить или нет вражескую страну. Сталин и Черчилль были склонны принять раздел Герма-нии. Позже Сталин разъяснил, что СССР требует предоставления территориальных уступок, которые включали бы аннексию Ке-нигсберга. Рузвельт ознакомил участников встречи со своим пла-ном раздела Германии на пять зон, каждая из которых должна была быть независимой. Над некоторыми территориями - Киль-ский канал, порт Гамбург, области Рур и Саар - предлагалось установить международный контроль. Таков был подход к обсуж-дению важной проблемы, продемонстрировавший ориентацию победителей; ее развернутое решение было поручено Европей­ской консультативной комиссии. Больших изменений на карте Европы не планировалось, за исключением изменения границ Польши и раздела Германии. Все остальное с небольшими по­правками должно было вернуться к довоенному положению: это касалось малых стран и средних держав - Франции и Италии.

Политическая значимость дискуссий о малых странах была менее масштабной, но они в равной мере свидетельствовали о намерениях ведущих союзных держав. Сталин заявил, что аннек-сия Советским Союзом Прибалтийских государств не подлежит обсуждению, и даже Рузвельт по существу не возразил ему. Ста-лин заявил также, что Финляндия должна вернуться с небольши-ми изменениями к состоянию границ на март 1940 г. и, кроме того, выплатить весомые репарации Советскому Союзу (возмес-тить 50% ущерба, понесенного вследствие нападения Финляндии).

504