Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Глава 4. Накануне войны

303

пушек. Там, где мощь армии не является решающим фактором, начинает играть свою роль элемент неожиданности и гениальности стратегии».

Оставалась третья возможность. Если бы Япония слишком долго колебалась в определении своего политико-стратегического выбора, то Германия рисковала попасть в кризисную ситуацию, поскольку Польша была бы не изолирована, так как Советский Союз мог оказаться вовлеченным в орбиту действий Англии и Франции. Эта ситуация вызвала бы определенный резонанс и на Балканском полуострове, где преобладание Германии было не­оспоримо, хотя и уравновешено действиями Великобритании в Турции, Греции и Румынии. Оставалась, однако, открытой воз-можность англо-франко-русско-польской коалиции, которая, даже будучи внутренне непрочной, вывела бы Польшу из изоляции и заставила бы Германию выступать одновременно на двух фронтах.

Неуверенность японцев могла подтолкнуть Гитлера к выбору третьего пути, который, впрочем, был традиционным для герман-ской политики, пути соглашения с Советским Союзом: о возмож-ности соглашения упомянул Сталин еще 10 марта 1939 г. в речи на съезде ВКП(б). Ограничения этого выбора определялись сооб­ражениями идеологии и державной политики. Нацистская идеоло-гия должна была бы существовать в широком диапазоне от анти-коммунизма до принятия коммунизма, что было для нее вполне возможно, но было бы трудно для итальянцев, поскольку анти-коммунистический характер фашизма имел более глубокие исто-рические корни.

Кроме того, Гитлер должен был бы забыть или сделать вид, что забыл, по крайней мере, на какое-то время неизменные руко­водящие установки его внешней политики, в соответствии с кото-рыми жизненное пространство Германии находилось на востоке: в Польше, на Украине, в Белоруссии и в странах Балтии. Это озна-чало, что, даже признавая Великобританию врагом номер один для Германии, соглашение с Советским Союзом действовало бы не дольше, чем того требовали обстоятельства, и если Германия хотела поставить Европу под свой контроль, то рано или поздно она должна была бы выступить против временного союзника. Второй выбор не исключал этой опасности, однако, он уравнове-шивался давлением Японии на востоке. Решение заключить так-тический союз со Сталиным, отодвинув окончательное объясне-ние на время (в 1939 г. было неизвестно, насколько оно будет продолжительным), определяло и выбор пути: более извилистого, а потому и более опасного.

304

Часть 2. Вторая мировая война

4.6.3. ОТНОШЕНИЯ ГЕРМАНИИ С ИТАЛИЕЙ И ЯПОНИЕЙ НАКАНУНЕ ВОЙНЫ

В момент выбора между этими тремя стратегическими воз­можностями Гитлер понимал, что дипломатическое превосход-ство, которым располагала Германия до тех пор, пока он согла-шался действовать мирными средствами, станет ею утрачиваться, как только он начнет демонстрировать склонность к использова-нию военных средств. Таким образом, первоначальной свободы маневра, которой он располагал после захвата Праги и, может быть, даже после подписания «Стального пакта», становилось меньше, и его решения зависели уже не только от него, а опреде-лялись волей и выбором других. Можно сказать, что, если «Сталь-ной пакт» был в самом деле продиктован желанием заставить Гитлера действовать в пределах дипломатических норм, то этот замысел удался, но, конечно, не в том смысле, в каком его хотел видеть Муссолини. Германский канцлер, после того, как он отда-вал своим подчиненным военно-стратегические распоряжения, должен был дожидаться решений других участников пакта преж-де, чем он мог начать действовать по намеченному им плану.

Первой переменной величиной, не зависевшей от воли Гитле-ра, была Япония. После того, как Риббентропу в конце 1938 г. удалось придать внешней политике Германии антибританский характер, что Гитлер и подтвердил 23 мая 1939 г., вяло текущие переговоры с Японией о заключении союза стали еще более труд-ными из-за той стратегической направленности, которую обе сто-роны намеревались придать соглашению. Для Германии соглаше-ние должно было стать средством борьбы с Великобританией на Тихом океане; для японцев оно должно было подкрепить их дей-ствия в Китае и усилить их давление, включая и военное, на Со­ветский Союз и Соединенные Штаты.

В июне 1939 г. после того, как в Токио было сформировано правительство, во главе с генералом Хиранум, Германия пыталась воздействовать на Японию, используя внутренние противоречия в ее руководящих кругах. В течение нескольких недель прави-тельство Хиранумы собиралось 70 раз для обсуждения предложе-ния о союзе с Германией, но так и не смогло преодолеть разно­гласия. Причина сопротивления японских руководителей была, в сущности, простой: они не хотели оказаться вовлеченными в евро-пейскую войну (чем больше росло напряжение, тем ближе была война) для того, чтобы отстаивать только интересы Германии. К тому же, Япония стремилась завершить войну с Китаем и не доводить этот конфликт до вооруженного столкновения с англо-