Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Часть 2. Вторая мировая война

ведению таких выборов. Кроме того, они в общей форме обязы­вались консультироваться относительно проведения необходимых мер в соответствии с заявленными принципами.

Американцы предлагали немедленно созданать систему кон­троля, способную обеспечить выполнение заявленных в деклара­ции принципов, что, очевидно, придало бы ей обязательный ха­рактер. Как англичане, так и, прежде всего, Советы, старались ослабить это предложение и свести его к обязательству консуль­тироваться в случае необходимости, т.е. на практике свести на нет возможность немедленного контроля над осуществлением принципов, заявленных в декларации.

Очень часто эта Декларация, вместе с соглашениями о Поль­ше, расценивается как проявление слабости западных союзников в отношении Сталина и выражение стремления признать раздел Европы на сферы влияния. В действительности, как анализ доку­мента, так и изучение обстоятельств, в которых он был принят, приводят к иному выводу. Помимо очевидной расплывчатости выражения «демократические элементы» (которое давало возмож­ность для широких интерпретаций, поскольку Советы считали «демократическими» в Восточной Европе, прежде всего, тех, кто готов был подчиниться воле правительства Москвы), Декларация была значительным шагом вперед по сравнению с державной по­литикой, выражением которой стал компромисс, достигнутый Ста­линым и Черчиллем в октябре 1944 г. по балканским проблемам.

Многие авторы писали, что в Декларации были заложены в определенном смысле основы конституционных принципов, ко­торыми в будущем должна была руководствоваться демократия в Европе. Действительно, если бы Декларация соблюдалась пол­ностью, она послужила бы основой для появления в Европе, в особенности на Балканах (которые прошли через опыт автори­тарных, диктаторских, военных режимов, далеких от демократии), ряда государств, политический строй которых создавался бы в со­ответствии с принципами Атлантической хартии, т.е. с соблюдени­ем плюрализма, понимаемого в соответствии с англо-саксонской политической мыслью. При этом приходилось абстрагироваться от проблем безопасности, влиявших на ее выполнение.

Декларация вовсе не была уступкой или признаком слабости, она стала предварительным условием и точкой отсчета. Ее осуще­ствление показало бы способность победителей разработать об­щие положения переустройства освобожденной Европы, не под­вергая опасности требования безопасности. В случае невозмож­ности ее реализации она стала бы образцом поведения в будущем и моделью решения дипломатических споров. При этом не учи-

Глава 7. Победа союзников и подготовка послевоенного... 541

тываются ошибки и ответственность, связанные с ее невыполнени-ем. Впрочем, Сталин дал согласие на ее одобрение в следующих словах: «Мы можем реализовать ее по-своему. То, что действи-тельно важно, так это соотношение сил».

Последний вопрос, связанный с решением особых задач, по-рожденных войной, был югославский. Большая тройка, узнав о достигнутом в ноябре 1944 г. Тито и Шубашичем соглашении об учреждении регентства, пришла к компромиссу, в соответствии с которым решение проблемы передавалось политическим силам в самой Югославии. В заключительном коммюнике Ялтинской конференции содержалось пожелание о немедленном вступлении в силу соглашенияя, образовании нового югославского прави-тельства. Кроме того, рекомендовалось сразу же после сформиро-вания правительства расширить Антифашистское Вече Народного Освобождения Югославии, орган Сопротивления, за счет вклю-чения членов последнего парламента страны - Скупщины, «кото-рые не скомпрометировали себя сотрудничеством с врагом», и та-ким образом создать Временный парламент. Все законодательные акты, принятые Антифашистским Вече Народного Освобождения Югославии, подлежали последующему утверждению Учредитель-ным Собранием.

Как видим, в первые дни переговоры в Ялте касались реше-ния вопросов, вызванных ходом военных действий. В этом смыс-ле, по существу не было ничего нового в сравнении с тем, что решили или наметили решить в Тегеране. Исключением стал ряд формальных гарантий, которые в добавление к уступкам 1943 г. Сталин сделал по настоянию Рузвельта, а также отказ от принци-па расчленения Германии или, по крайней мере, согласие отло-жить окончательное решение этого вопроса. Это предвещало по-ворот, происшедший в последующие месяцы и ставший новым моментом по отношению к предварительным планам, который свидетельствовал об изменении характера отношений между по-бедителями в послевоенное время.

Значительная часть работы Ялтинской конференции была по-священа преодолению политических трудностей, мешавших рас-смотрению главного для Рузвельта вопроса, касавшегося будуще-го и единственного связанного не с войной, а скорее с надеждой на предотвращение других войн. Понятно, что речь идет об Орга­низации Объединенных Наций. В принципе вопрос был поставлен уже в Тегеране, и тогда Рузвельт отметил, что политической пред-посылкой для создания организации являлось длительное согласие между четырьмя полицейскими, т.е. между великими державами, служившее гарантией поддержания мира. Оставались препятствия

542