Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Глава 3. Кризис и крах Версальской системы

207

кобритания и Франция, вовлеченные в дела этого региона, были заинтересованы в сохранении внешней лояльности Муссолини.

В действительности, правительство Рима уже в 1925 г. верну-лось к намерению изменить положения договора 1906 г. В обме-не нотами между Италией и Великобританией 14 и 25 декабря 1925 г. обе стороны дали новую интерпретацию договору от 1906 г., согласно которой признавалось право англичан защищать свои интересы в районе озера Тана в связи с сооружением плотины и в бассейне Голубого Нила. При этом они не проконсультирова-лись с Францией, действуя в духе личного сотрудничества, кото-рым были проникнуты отношения между Муссолини и Остином Чемберленом. Практически Италия получила больше, чем Вели-кобритания, которая обязалась содействовать Риму в строитель-стве железной дороги между итальянскими колониями Эритреей и Сомали, что фактически подразумевало рост политического влияния Италии в Эфиопии.

Короче говоря, с 1906г., или, по крайней мере, с 1925 г. при-знавалось, как и прежде, своего рода преобладание итальянских интересов в Эфиопии. Соглашения Муссолини–Лаваль лишь за-вершали серию актов, признавших приоритет Италии в этом ре-гионе, добавив одобрение Франции. Однако итальянская дипло-матия не сумела добиться поддержки со стороны англичан. Хотя интересы правительства Лондона в Эфиопии были связаны лишь с экономическими вопросами, но во время последующих перего-воров на конференции в Стрезе и даже во время встречи непос-редственно между Муссолини и Иденом в июне 1935 г. в Риме, недоверие англичан проявилось весьма четко. В Лондоне были согласны пойти на некоторые уступки Италии, но не соглаша-лись отдать Эфиопию под полный контроль Рима. Это расцени-валось как более тяжелый удар по имперским интересам Вели-кобритании, чем ревизионистские акции Гитлера в Центральной Европе.

У Муссолини не было ясного понимания глубины разногла-сий, и он полагал, что даже Лондон, в конце концов, не будет протестовать против военных действий Италии в Эфиопии. Его могли обмануть слова британского министра иностранных дел Саймона, который характеризовал сотрудничество с Италией в Европе (в духе фронта Стрезы) как «более ценное, чем суверенитет Абиссинии».

В действительности, англичане не придавали никакого значе-ния «фронту Стрезы» и готовы были нарушить его основополагаю-щие положения, как показал договор с Германией о морских воо-ружениях. В начале июня 1935 г. кабинет министров лейбориста

208

Часть 1. Двадцать лет между двумя войнами

Макдональда сменило правительство во главе с консерватором Болдуином, министром иностранных дел стал Самюэль Хор и ми-нистром без портфеля Идеи, в круг обязанностей последнего вхо-дили отношения с Лигой Наций. Новое правительство Его Вели-чества считало возможным сделать некоторые уступки Муссолини, чтобы предотвратить разрастание эфиопского кризиса, его переход из дипломатической стадии (вызванной обсуждением инцидентов в Уал Уале и доклада комиссии по расследованию, работавшей тогда в Женеве) в стадию откровенного военного конфликта. Но Великобритания стремилась только утихомирить Муссолини, что-бы его действия оставались в допустимых границах, не обостряли международную ситуацию и не подрывали авторитет Лиги Наций.

Идеи прибыл в Рим и предложил Муссолини согласиться, что-бы Великобритания передала Эфиопии порт Зейла в британском Сомали в обмен на уступку Эфиопией провинций Огаден Италии. Но эти незначительные уступки не могли удовлетворить претензии дуче. Идеи встретился с Муссолини в обстановке, которую он сам назвал «скорее грустной, чем враждебной». К тому же, правитель-ство Лондона испытывало давление британского общественного мнения, поскольку оно одобряло соглашение о морских вооруже-ниях, оценивая его как миролюбивую акцию, а Муссолини не по-считал нужным маскировать откровенно агрессивный характер своих действий. Постепенно стала проявляться деструктивная сущ-ность, скрытая за псевдопацифистскими выступлениями политики умиротворения, популярными тогда в Лондоне.

Лига Наций провела с помощью международных организаций зондаж по проблемам мира, результаты которого были опублико-ваны в июле 1935 г. Он показал, что 90% англичан проголосовало в поддержку Лиги Наций, разоружения и невоенных санкций против стран-агрессоров. Значительно меньшее число (58,6%) высказалось за военные санкции. Правительство было скованно в своих действиях, так как опасалось общественной критики нака-нуне ноябрьских выборов, до проведения которых оставалось не-сколько недель.

Более того, Хор и Идеи в Женеве обещали, что Великобрита-ния выполнит свои обязательства. 18 сентября в Женеве обсуж-дался доклад Комиссии, которая должна была уладить итало-эфи-опские разногласия относительно инцидента в Уал Уале. Хотя ее тон был доброжелателен в отношении Италии настолько, что в историографии доклад характеризовался почти как предоставле-ние Риму мандата на свободу действия, но Муссолини получил эту информацию слишком поздно, когда итальянское обществен-ное мнение уже ожидало быстрого успеха легкой военной акции в Эфиопии.