Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Часть 2. Вторая мировая война

надежды. Генералу де Голлю не удалось сразу приобрести широ-кую опору. В первые недели борьбы его сила состояла только в прочности его личных убеждений и в поддержке, которую ему быстро, с июня 1940 г., предоставил Уинстон Черчилль, что яви-лось следствием твердой политики, которую британское прави-тельство решило проводить в отношении Франции Петэна.

В этих условиях ориентиром для французской политики, по крайней мере, на весь год, предшествовавший нападению немцев на Советский Союз, стали в большей степени немцы (и, в гораз-до меньшей - итальянцы), чем британцы или американцы. Дей-ствительно, моменты напряженности и кризиса после заключе-ния перемирия почти насильно толкали правительство Виши к Германии таким образом, что лишь отчасти и с трудом этому смогли воспрепятствовать Соединенные Штаты. Так во временной столице Франции развился весьма острый конфликт вследствие политических расхождений внутри консервативного и откровен-но профашистского течения, а также личного соперничества и различия в оценках ситуации в стране.

Петэн и большинство министров понимали перемирие как предпосылку политики выжидания, которая, спасая страну от эк-стремистских крайностей, приведет Францию к позиции нейтра-литета. Их взгляды на отношения с немцами еще не определи-лись окончательно, но вписывались в общий психологический контекст, согласно которому Германия уже выиграла войну, а Ве-ликобритания сохранит возможность сопротивляться лишь в тече-ние немногих недель. Поэтому различие между позицией Петэна и позицией Вейгана (т.е. большая непримиримость министра, чем главы государства) основывалось на вере в то, что можно ве-сти переговоры с немцами с позиции силы. В то же время, на-против, тезис коллаборационистов, главным приверженцем кото-рого был Пьер Лаваль, основывался на твердой политической убежденности в необходимости того, чтобы Франция встала на сторону «Оси», реформировав свои политические структуры в ав-торитарном плане, тем самым создав предпосылки для участия Франции на равных.в создании нового европейского порядка.

Эти позиции в течение долгого времени сталкивались и при-водили к разным результатам, что, в конечном счете, не вело к улучшению ситуации или облегчению последствий военного по-ражения. Значительное влияние на них оказала бурная и жесткая реакция Великобритании. 22 июня Черчилль заявил о незаконности перемирия, заключенного без согласия британцев, и провозгла-сил, что не признает легитимность правительства Бордо. В то же время Национальный комитет Свободной Франции признавался

Глава 5. Первый этап Второй мировой войны

367

органом, представляющим «всех свободных французов [...], ре-шивших продолжать войну, чтобы выполнить международные обя-зательства, взятые на себя Францией».

Суть британской позиции состояла в двойной озабоченности: показать, что поражение Франции никоим образом не ослабило волю к борьбе с немцами до последнего в качестве общего стрем-ления; и в необходимости, о которой много раз говорилось в прошлом, - помешать переходу французского флота под немец-кий контроль, что придало бы Германии военно-морскую мощь, которая позволяла ей бросить вызов противникам в Средиземно­морье и в Северной Атлантике.

Именно для того, чтобы ясно показать эту озабоченность (не учитывавшую заверения Дарлана), Черчилль отдал приказ бри-танскому флоту в Средиземном море предпринять быстро спла-нированную операцию. 3 июля английская эскадра уже была на рейде Орана, у берегов Алжира, для того, чтобы выдвинуть ульти-матум, требовавший от французских военных кораблей сделать выбор между четырьмя возможностями: объединиться с британ-скими силами для ведения войны; отплыть в британские порты; отправиться под конвоем в Вест-Индию, где они будут разоруже-ны; подвергнуться нападению британского флота.

Предъявленный ультиматум практически не оставлял выхода из положения. Французский флот получил приказ оказать сопро-тивление, и 3 июля после полудня началось короткое морское сражение в Мерс-эль-Кебире, во время которого французская эс-кадра была фактически уничтожена, и только одному кораблю удалось взять курс на Тулон. Тем временем британское адмирал-тейство поставило под свой контроль французские корабли, бази-ровавшиеся в Великобритании и в Египте. За этой первой опера-цией последовали другие, также в водах Орана, затем в Дакаре. 30 июля было объявлено о введении морской блокады против Франции-метрополии и французских территорий в Северной Аф-рике и на Ближнем Востоке. Несколько дней спустя, 7 августа, Черчилль и де Голль подписали соглашение о военном сотрудни-честве, признававшее за французскими вооруженными силами значительную автономию. В последующие недели к голлистскому движению стали присоединяться территории империи - от Эк-ваториальной Африки и Таити до французских владений в Ин-дии, до Новой Каледонии, последовавшей за Новыми Гебридами.

Именно в этой атмосфере оформилась идея попытаться выса-дить англо-французский (голлистский) десант в Дакаре, порту, который занимал исключительно важное стратегическое положе-ние в Атлантике. 23 сентября мощный британский флот появился

368