Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Часть 2. Вторая мировая война

возрождение польского национального духа препятствовало бы советским планам установления собственного господства в Польше. Что касается Австрии, то был рассмотрен вопрос о ее воссоздании как независимого государства и об отношениях Вены с Балканскими странами.

Наиболее острые споры вызывала ситуация в Италии, которая была чревата серьезными последствиями. Постепенный отход за-падных держав от идеи создания Союзной контрольной комиссии, которая, выполняя роль высшего контролирующего органа в Италии, должна была состоять из представителей не только Со-единенных Штатов и Великобритании, но также и Советского Союза, объяснялся военными, но и более глубокими политичес­кими соображениями.

Способ формирования Комиссии мог бы более или менее от-четливо продемонстрировать способность трех союзников дей-ствовать согласованно и сообща в мирное время, хотя военные операции они осуществляли раздельно. Он стал бы своего рода испытательным полигоном и моделью, в соответствии с которой в дальнейшем должны были бы создаваться комиссии для малых стран-участниц «Оси». Короче говоря, решения, принятые относи-тельно Италии, создавали бы то, что в историографии получило потом название «итальянский прецедент» в вопросах, касавшихся режима перемирия и, косвенно, формирования зон влияния.

Молотов участвовал в переговорах, предполагая, что позиция Англии с июля месяца не изменилась, а потому представил доку-мент, в котором перечислял расплывчато и неопределенно прин-ципы осуществления дефашизация Италии. Можно спросить, был ли советский министр разочарован или доволен выявившимся новым отношением Запада. Часть историографов придерживается того мнения, что Советы охотно отказались от своих настойчивых, но показных требований, отдав предпочтение интересам державной политики, а не планам мирового экспорта социализма. Тем не менее, этот тезис совершенно не учитывает реальности военной ситуации конца 1943 г., когда Советы, настаивавшие на участии в контрольных комиссиях, которые должны были быть созданы в странах, оккупированных западными армиями, воспринимались как вдохновители революционных замыслов, уже похороненных сталинизмом. Но революционные надежды еще сохранялись у определенной части европейского пролетариата.

Следуя реалистической логике, Молотов не растерялся, узнав о новых предложениях союзников. Он был удовлетворен тем, что его принципы дефашизации были приняты как руководство для политики союзников в Италии. Молотов также согласился, что

Глава 7. Победа союзников и подготовка послевоенного... 495

контроль над осуществлением перемирия поручается Союзной контрольной комиссии, в которой Советам отводилась чисто сим-волическая роль (готовя такое же место союзникам в контрольных комиссиях в Балканских странах, прежде всего, в Румынии).

Горькая пилюля была подслащена благодаря созданию двух других органов (точные полномочия которых стали предметом последующих дипломатических переговоров, также проходивших в напряженной обстановке). Первым из них был Консультатив­ный совет по вопросам Италии, т.е. орган, в котором Советский Союз должен был быть представлен уже не символически, а вместе с теми странами, которые подверглись военному нападению Ита-лии. В его компетенцию входила разработка общих принципов политики союзников, но он фактически превратился в орган для безрезультатных дискуссий и бесполезных упреков.

Вторым органом, созданным тремя министрами иностранных дел, стала Европейская консультативная комиссия. По замыслу англичан, она должна была действовать таким образом, чтобы сдерживать стремление Советов превратить территории, которые будут ими оккупированы в будущем, из «сфер влияния» в «сове-тизированные зоны». Она должна была разработать общие положе-ния для руководства ими в дальнейшем при заключении переми-рий с вражескими государствами и при проведении союзнической политики в Европе. Но Комиссия фактически существовала толь-ко на бумаге, или, точнее говоря, ее деятельность свелась к сим-волическому формализму. Она быстро исчерпала свои задачи, в особенности, на Балканах регионе, оставив открытым все еще ост-рый вопрос о форме осуществления капитуляции Германии и о дальнейшем управлении территорией поверженного противника.

В сущности, этот первый контакт представителей трех держав антигитлеровской коалиции ярко выявил скрытые трудности и опасные моменты, связанные как с необходимостью совместно продолжать войну, так и согласованно действовать для достиже-ния мира. Сражаться сообща означало действительно стремиться к общим целям.

Отказ Советов поддержать идею польского восстания подтвер-дил обоснованность обвинений со стороны Германии в том, что они несут ответственность за массовое убийство почти 15 000 поль-ских офицеров, чьи тела были найдены и извлечены из земли не-мецкими войсками в Катыни, в том районе восточной Польши, который ранее был занят советскими войсками. Но тогда обвине-ние было отвергнуто как мерзкий обман гитлеровской пропаганды. Несколько лет спустя злополучное обвинение получило подтверж-дение. Это доказывало, что Сталин, не щадя даже тех, кто в тот

496