Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Глава 4. Накануне войны

279

Польши, но, конечно, не целостность Польского государства. От-сюда следует вывод, что Чемберлен, еще не расстался с надежда-ми на «умиротворение», потому что не гарантировать целостность Польши означало оставить возможность для компромисса по вопросу о Данциге и «Польском коридоре».

После односторонней двойной гарантии 6 апреля состоялся визит полковника Бека в Лондон, и Чемберлен его заверил, что англичане готовы превратить одностороннее заявление в пакт о взаимопомощи. Переговоры начались сразу, но велись настолько медленно, что пакт был подписан только 25 августа после заклю­чения советско-германского пакта, когда это соглашение уже не имело какого-либо практического значения.

4.3.2. ПОСЛЕДНИЕ ПОПЫТКИ МИРНОГО КОМПРОМИССА

Эта медлительность была связана со сложностью и колебани-ями, возникшими на других фронтах дипломатических перегово­ров. В течение весны и лета 1939 г. вплоть до начала финального этапа кризиса не было недостатка в более или менее внушающих доверие официальных контактах между членами германского правительства (в частности, Герингом, фон Вайцзеккером и Шах-том) и представителями Лондона, стремившимися вернуться к идее, отброшенной Риббентропом, возобновления дипломатичес-ких переговоров и достижения компромисса по колониально-экономическим проблемам.

Стоит отметить ряд наиболее важных моментов, тесно связан-ных либо с окружением Чемберлена, либо с антивоенной фрондой, существовавшей в Германии. Главным участником одного из эпизодов был молодой германский аристократ Адам фон Тротт цу Зольц, тесно связанный с английскими интеллектуальными круга-ми и доверенный сотрудник Вайцзеккера. Юный дипломат был «убежденным противником внешней политики Гитлера и системы нацистского правления». Фон Тротт исполнял обязанности госу-дарственного секретаря по иностранным делам, т.е. был главным сотрудником Риббентропа, и занимал столь значимое положение, что надеялся содействовать предотвращению катастрофы, которая приближалась и к его стране, и, как он полагал, могла бы нанести серьезный ущерб, прежде всего, Германии.

Фон Тротт прибыл в Лондон в начале июня 1939 г., чтобы ре-ализовать замысел, разработанный вместе с Вайцзеккером и Вальтером Гевелом - одним из сотрудников Гитлера. Чемберлен выслушал его с вниманием и симпатией, поскольку у молодого че-ловека были весомые верительные грамоты, и он был выразителем

280

Часть 2. Вторая мировая война

интересов заслуживающих доверия кругов. Фон Тротт констати­ровал, что существуют возможности для переговоров. Однако возвращения в Германию его восхождение по иерархической лес­тнице было прервано Риббентропом, которому удалось сорвать готовившиеся козни соперников. Несмотря на то, что Гитлер был извещен о планах, обсуждавшихся в Лондоне, и в последующие недели фон Тротт получил разрешение на поездку в Великобри­танию, но доверие к нему в Лондоне рассеялось, и его стали при­нимать за нацистского агента, т.е. совершенно не за того, кем он был на самом деле.

В правительстве Великобритании и в Форин Оффис присту­пили к разработке новых планов. Англичане стремились устано­вить контакты с Герингом, который был деятелем номером два в рейхе, и которого в эти дни Риббентроп отодвинул на маргиналь­ные позиции, взяв в свои руки руководство переговорами с Итали­ей и Советским Союзом. Но Геринг не отказался ни от тех пози­ций, которые он занимал в системе власти, ни от своих намерений стараться избежать военного решения кризиса. В этой ситуации были предприняты три дипломатические акции, порученные ди­летантам и не имевшие большого успеха. Ведущим участником первой из них был шведский промышленник Аксель Веннер-Грен, который в конце мая встретился с Герингом и получил от него откровенное подтверждение его нежелания войны. Он тут же прибыл в Лондон и был принят Чемберленом. Но по неопыт­ности швед не смог выработать предложения, достойные доверия или хотя бы обсуждения, поэтому его миссия провалилась.

Участником второго эксперимента был более достойный че­ловек, Гельмут Вольтат, заместитель руководителя ведомства по осуществлению четырехлетнего экономического плана Германии и уполномоченный Геринга, связанный с ним личным сотрудни­чеством, участник многосторонних экономических и юридичес­ких переговоров разного рода (в частности, он участвовал в Бер­мудской конференции по вопросу о беженцах). К тому же он был личным другом сэра Горация Вильсона, руководителя государ­ственной гражданской службы и весьма авторитетного советника Чэмберлена. Вольтат при поддержке германского посла в Лондо­не фона Дирксена и по своей личной инициативе в июне-июле 1939 г. попытался пересмотреть содержание возможного англо­германского соглашения. Однако он запутался, надеясь найти выход из кризиса с помощью экономических методов. Геринг поддержал его, тем не менее миссия Вольтата протекала трудно и застопорилась в очень напряженной обстановке июля-августа; именно в те дни потерпел фиаско Веннер-Грен, что усилило не­доверие британцев.