Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Зингалес Л., Раджан Р. Спасение капитализма от...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
12.44 Mб
Скачать

Часть II

лее важными, чем общественные деньги, но это, конечно, естественно для экономической системы, подчиненной интересам влиятельных игроков.

Влиятельные финансисты также не всегда приветствуют измене­ния в финансовом секторе. Финансовое развитие дает им возможность расширить свою деятельность, но одновременно наносит удар по са­мому источнику их преимуществ. В отсутствие полного раскрытия информации и должного исполнения контрактов любое финансирова­ние, осуществляемое не под надежный залог, основано на личных свя­зях. Влиятельный финансист преимущественно получает информацию через различные неофициальные контакты, а не из общедоступных источников. Он обеспечивает выплату долга не через судебную систе­му, а посредством угроз и обмана, используя множество неофициаль­ных рычагов власти, приобретенных им за годы. Таким образом, его отношения с теми, кто имеет влияние на компанию — управляющими, другими заимодавцами, поставщиками и политиками, — являются ключевыми для возможностей предоставлять займы. Столь же важна его способность монополизировать обеспечение клиента финансами так, чтобы его угроза прекратить кредитование имела вес. Формиро­вание таких монополий более вероятно, если не существует государст­венного архива, содержащего кредитную историю клиента. Клиент оказывается привязан к своему финансисту, так как только последне­му известна кредитная история клиента: любой другой финансист, к которому обратится клиент, не будет торопиться предоставлять заем, опасаясь, не обратились ли к нему только потому, что свой финансист счел, что с данным клиентом связана высокая степень риска.

Непрозрачные кредитные истории и не отвечающая определенным требованиям правовая инфрастуктура создают труднопреодолимые барьеры появлению новых игроков. Защищенный этими барьерами, влиятельный финансист получает высокие доходы. Напротив, раскры­тие информации и беспристрастное исполнение законов способствуют выравниванию правил игры и уменьшению барьеров для входа новых игроков в финансовый сектор. Старые навыки влиятельного финанси­ста, умеющего заводить нужные связи, теряют свое значение, в то вре­мя как новые навыки — оценка кредита и управление рисками — ста-

Глава 7

239

новятся необходимыми. Финансовое развитие не только порождает конкуренцию, которая снижает прибыли влиятельного финансиста, но и обесценивает его навыки и связи — его человеческий капитал.

Короче говоря, свободные рынки имеют тенденцию подвергать опасности способы ведения бизнеса, которые опираются на неравный доступ к финансовым средствам. Таким образом, в условиях развития финансового сектора влиятельные круги могут понести убытки. Это заставляет предположить, что влиятельные лица традиционно заинте­ресованы в ограничении финансового развития.

Являясь небольшой организованной четко очерченной группой, они также имеют возможность оказывать влияние на политику. В не­больших странах они закончили одни и те же элитные школы, бывают в одних и тех же клубах и часто вступают в брак в своем кругу. Они имеют возможность поддерживать низкий уровень развития финансо­вой системы, так как те, кому более всех выгодно развитие, — потен­циальные новые игроки — немногочисленны, бедны и неорганизован­ны, в то время как большинство населения не имеет достаточно сил или знаний, чтобы выйти из состояния спокойной удовлетворенности.

Но тут встает вопрос: у богатых и влиятельных лиц есть другие способы защиты своих позиций на рынке. Зачем выбирать для этого такой путь — ограничение развития финансовых рынков? В конце концов, это может повредить и влиятельным кругам, когда им потре­буется внешнее финансирование. Почему бы полностью не запретить вхождение новых игроков в промышленность или в финансовый сек­тор? Такой запрет эффективнее отсечет чужаков, при этом давая воз­можность инсайдерам пользоваться преимуществами более развитой системы.

Тем не менее, в том, чтобы сохранять низкий уровень развития финансовой системы, для влиятельных кругов есть некоторые пре­имущества по сравнению с прямым запретом на вход в сектор. Во-первых, зачастую обеспечить исполнение таких прямых ограничений очень дорого. Это становится особенно сложным, если не невозмож­ным, когда у продукции, вход на рынок которой ограничен, существу­ет много похожих заменителей. Исполнение ограничений еще сильнее осложняется возможностью того, что новые игроки могут усовершен-

240