Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гриненко. Хрестоматия по истории мировой культу...doc
Скачиваний:
24
Добавлен:
25.11.2019
Размер:
8.92 Mб
Скачать

Изобразительное искусство

Искусство Произведения искусства малых форм, такие как мел-

Хараппы кая скульптура из обожженной глины или распис-

ные гончарные изделия, имеются уже на раннезем­ледельческой ступени развития культуры Хараппы (XXVIII—XXIII вв. до н.э.). В городах, кроме того, были найдены небольшие скульптуры из камня и бронзы, а также множество печатей с резными изображени­ями высокого художественного достоинства. Все это дает возможность говорить об искусстве Хараппы как об особой ступени в развитии древ­неиндийского искусства...

В пластических изображениях людей, дошедших до нас, к сожале­нию, в очень незначительном количестве (камень, бронза, терракота), замечается та же тенденция: наряду с очень выразительными фигура­ми с тщательно моделированной поверхностью здесь можно также най­ти абстрагированные схематические изображения. Примерами могут служить изображения животных на печатях, бронзовая фигурка танцов­щицы, фрагмент каменной статуэтки мужчины в богато украшенных одеждах из Мохенджо-Даро, каменный торс мужчины, найденный в Хараппе, а также фигурки из терракоты.

На плечах каменного мужского торса из Хараппы имеются отвер­стия — пазы, приготовленные для прикрепления рук. Необычно толь­ко, что этих отверстий — две пары. Вероятно, они предназначались для двух пар рук. В этой связи заметим, что в дальнейшем развитии индийского искусства проявится характерная тенденция указывать на определенные качества и функции, приводящая к преувеличению и преображению естественных форм, первоначально изображавших­ся близко к натуре. Эта тенденция обусловит создание в более по­зднем индийском искусстве диковинных образов божества, наделен­ных множеством голов, рук и ног, а в области композиции — тяготе­ние к ритмизации и декоративному умножению отдельных фигур в целые группы.

(Моде X. Искусство Южной и Юго-Восточной Азии. С. 16—20)

Ведийский В ведийский период, по-видимому, не существовало ни

период храмов (жертвоприношения совершались на открытом

месте как приношения огню — Агни, который должен был доставить их соответствующему божеству на небо), ни изображений богов.(

200

Буддийское Древнейшие дошедшие до нас произведения буддийского

искусство искусства — стелы и капители царя Ашоки.

Техника обработки камня, замечательная полировка, сохранивша­яся до наших дней, характерна также и для знаменитых каменных ко­лонн, на которых высечены эдикты Ашоки. Следы такой полировки можно распознать и на стенах искусственных пещер, вырубленных в скалах в Гайе, наиболее древние из которых относятся ко времени прав­ления Маурьев.

Каменные колонны более десяти метров высотой завершаются необычайной красоты капителями, верхняя часть которых обычно представляет собой изображение животного — льва, быка, слона или лошади. Знаменитейшая Львиная капитель в Сарнатхе, изображе-ние которой можно встретить на индийских марках как герб моло­дого независимого индийского государства, представляет собой скульптурную группу из четырех львов, сидящих спиной друг к дру­гу, с подробно разработанной передней частью туловища, задняя часть которого сливается с туловищами остальных львов. Эта скуль­птурная группа венчает капитель, возвышаясь над высеченным из камня плоским кругом, края которого украшены горельефом, изоб­ражающим четырех животных — быка, слона, льва и лошади, — вся­кий раз отделенных друг от друга колесом со спицами — буддий­ским «колесом учения» («дхармачакра»). Под этим каменным кру­гом находится еще один плоский каменный круг несколько меньших размеров — абака, — и все это сооружение поддерживается капите­лью в виде цветка лотоса с чашечкой, обращенной вниз наподобие колокола.

(Моде X. Искусство Южной и Юго-Восточной Азии. С. 28—29)

Индийский идеал Законченный индийский идеал телосложения, от-красоты раженный в скульптуре... Тело зрелой, чувствен-

ной, пышно сложенной женщины становится эта­лоном индийской скульптуры. «Широкие, массивные, тяжелые бед­ра, которые поддерживают пояс, глубокий пупок, лишенное волос лоно, округлые, твердые груди, расположенные вплотную друг к другу, и шея, пересеченная тремя складками, — вот что приносит бла­женство и радость». Так написано в «Брихатсамхите» об идеале жен­щины. Этот идеал сохраняется вплоть до второй половины II тыся­челетия...

Этот идеал распространяется даже на формы мужского тела, кото­рое изображается не как мускулистая фигура героя, а по своим мяг­ким, пухлым формам, скорее, напоминает женское тело.

(Моде X. Искусство Южной и Юго-Восточной Азии. С. 45—46)

201

Об изображениях Существует довольно широко распространенная гипоте-Будды . за о том, что на формирование образа Будды (особенно —

стоящего) оказала воздействие греческая скульптура (Греко-Бактрийского царства), и в первую очередь — изображения стоящего Аполлона. Индийские же искусствоведы отстаивают точку зрения о самобыт­ности буддийской скульптуры и корни ее усматривают в древних скульптур­ных изображениях якши.

Тот удивительный факт, нередко вызывавший споры и дискуссии, что в раннем буддийском искусстве не встречается фигура самого Буд­ды, тем не менее остается фактом. В раннем рельефе это изображение заменено в зависимости от содержания изображаемого то цветком ло­тоса, то священным деревом Бодхи, окруженным оградой, то колесом со спицами («колесом учения»), то ступой. Эти символы изображают священный путь Будды, то есть его рождение, его первые шаги по рас­пространению своего учения, проповеди в Сарнатхе, его вхождение в нирвану... ,

Создается впечатление, что мы имеем дело не с запретом на икон­ное изображение, как это имело место в иудаизме или исламе, так как люди, боги и священные животные всегда изображались в Индии с боль­шой любовью. Будда же, если бы его с самого начала буддийского ис­кусства изображали в человеческом образе, едва ли мог бы восприни­маться как совершенно особенный человек. Не будь он наделен особы­ми символами, его, скорее, приняли бы за обыкновенного монаха. Только уже после того как буддийское учение получило широкое распростра­нение в народе и священный путь Будды был хорошо известен каждому, стало возможным его изображение в человеческом образе, причем оп­ределенные этапы его священного пути выражались через так называе­мые мудры, то есть через специфические положения рук, ладоней, паль­цев. Например, Будда поучающий изображался держащим руки перед грудью, как бы приводящим в движение «колесо учения». С I века н.э. это изображение Будды в человеческом образе возникает во многих больших художественных школах Индии. Не существует единого отве­та на вопрос, где оно возникло впервые.

(Моде X. Искусство Южной и Юго-Восточной Азии. С. 49—51)

Аджанта На протяжении первого тысячелетия н.э. создавался гран-

диозный комплекс пещерных храмов в Аджанте. Начало строительства специалисты датируют по-разному: от I до III в. н.э., окончание — of VII до IX в., но несомненно, что основная работа по строительству и оформлению проходила в эпоху Гуптов (IV—VI вв.). В целом комплекс состоит из 29 пещер — это чайтьи и вихары, богато украшенные скульптурой и росписью.

Это был уже не один храм или небольшой комплекс, а целый ог­ромный пещерный город, вырубленный в горах, пролегающих вдоль

202

живописной долины реки Вагхора. Аджантские пещеры выполнялись много лет разными поколениями мастеров и соответствовали раз­ным назначениям. Здесь был и своего рода университет, где обуча­лись монахи, и центр паломничества, и своеобразный музей, на сте­нах которого нашли широкое отражение картины жизни индийских людей разных времен и эпох, буддийские, брахманские, мифологи­ческие сюжеты, архитектурные мотивы. Пять из пещер аджант-ского монастыря были чайтья, а двадцать четыре представляли собой мо­настырские залы — вихара, окруженные монашескими кельями.

Фасады пещер, относимые к периоду Гупта, пышно декорирова­лись скульптурой. Многочисленные статуи Будды и буддийских бо­жеств заполняли все углубления стен, прятались за колоннадой фа­сада. Но кроме буддийских образов, в скульптуре и рельефах были широко представлены и более древние божества. Из сумрака пещер­ных ниш возникали фигуры гибких, как растения, красавиц, таин­ственных духов природы, змей-нагинь, могущественного змеиного царя Нагараджи в облике человека, увенчанного грозным ореолом семиглавой кобры, распустившей свой клобук. Скульптурные обра­зы Аджанты развивают традиции прошлого, но они гораздо много­образней по своему содержанию, зрелее и совершенней по своему мастерству, более свободны в своих движениях и выражениях лиц. Новое понимание искусства, достигнутое на предшествующем эта­пе открыло мастерам пути, которые были неведомы более раннему наивному и жизнерадостному миропониманию. Оно помогло сделать все образы многостороними, дало большую свободу переживаниям человека.

Внутренние помещения аджантских пещер почти сплошь, включая потолок, покрывались монументальными росписями, в которых их со­здатели безвестные мастера — воплощали свои переживания и разду­мья о мире вымысла и действительности. В них рассказаны легенды из жизни Будды в бытность его земным царевичем, показаны города с удивительными зданиями, торжественные процессии, шествия слонов, придворные сцены. Потолки — воплощение мира небес покрыты изоб­ражением нежных и ярких цветов, среди которых летают прекрасные птицы. Боги, люди и звери — все проникнуто поэзией, любовью к при­роде. Сочные теплые краски нанесенные на покрытый гипсом камень стены, создают с помощью зеркал, улавливающих свет, ощущение жи­вой осязаемой жизни, точные и отчетливые контуры с мягкой подцвет­кой выявляют объемность форм. Реализм и выразительность выпол­ненных в столь далекие времена живописных образов удивляют и за­хватывают людей и сегодня.

(Дмитриева НА., Виноградова НА. Искусство Древнего мира. С. 166—170)

203