Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гриненко. Хрестоматия по истории мировой культу...doc
Скачиваний:
24
Добавлен:
25.11.2019
Размер:
8.92 Mб
Скачать

Архитектура и строительство

Поселения Поселения в Хараппе и Мохенджо-Даро представляли со-

Хараппы и бой города площадью около 2,5 кв. км, обнесенные мощ-

Мохенджо-Даро ными стенами. Застройка велась по плану, улицы пересе­кались под прямым углом. На холме возвышалась цитадель, в Мохенджо-Даро в цитадели обнаружены фундаменты зданий, в которых на­ходились зернохранилище (по-видимому — общественное), дворец правителя, крытый рынок и бассейн, скорее всего предназначавшийся для религиозных омовений. Основной строительный материал — сырцовый или обожженный кирпич. Жилые дома были в основном двух- и трехэтажные, примыкавшие друг к другу, в домах были внутренние дворики, где находился очаг для приготовле­ния пищи. В городах имелась система канализации, по которой грязная вода отводилась за пределы города. Интересно отметить, что не обнаружены остат­ки никаких зданий, которые можно было бы принять за храмы.

В ведийский период строительство велось в основном из дерева, поэтому никаких остатков строений этого времени не сохранилось.

197

Столица Маурьев О столице Маурьев, Паталипутре, имеются сведе­ния грека Мегасфена, отправленного туда в качестве посланца Селевком Никатором (ок. 302 г. до н.э.) и позднее опублико­вавшего ее описание под названием «Индика», явившееся первым да­тированным сообщением об этом времени. К сожалению, оно дошло до нас лишь в фрагментах, в цитатах историков более позднего времени. Судя по этому описанию, город Паталипутра, занимавший площадь в два квадратных километра, был обнесен укрепленной, массивной де­ревянной оградой и окружен широким рвом, наполненным водой. Его охраняли семьдесят дозорных башен, а войти в него можно было через одни из шестидесяти четырех ворот. Дворец властителя, по свидетель­ству Мегасфена, был также построен из дерева. По его мнению, этот дворец значительно превосходил дворцы Ахеменйдов в Сузах и Экба-тане. Археологические раскопки, к сожалению, дают слишком мало, однако подтверждают, что в качестве строительного материала в Пата­липутре действительно использовалось дерево (найдены были только остатки укрепленной стены). Важнее, однако, то обстоятельство, что здесь, правда в более позднее время правления Маурьев, впервые в Индии был использован камень и в строительстве и для создания боль­ших скульптур (возможно, в подражание традициям Западного Ирана и Передней Азии). Так, например, в Кумрахаре (в настоящее время деревня, а когда-то часть города Паталипутры) раскопки обнаружили остатки дворцовой'колоннады. Колонны сделаны из полированного гранита. Это большое сооружение — зал со ста колоннами — напоми­нает зал дворца царя Дария из династии Ахеменйдов в Персеполе. Со­здается впечатление, что властители династии Маурьев сознательно перенимали у Ахеменйдов определенную символику величия царской власти, нашедшую свое отражение и в искусстве.

(Моде X. Искусство Южной и Юго-Восточной Азии. С. 27—28)

Ступы и чайтьи Важнейшие памятники архитектуры в первые три столетия до нашей эры и в три последующих столе­тия — это большие буддийские монастыри, а также жилые и культо­вые постройки джайнских монахов и приверженцев других более мел­ких сект. Основной тип буддийских культовых памятников — сложен­ный из кирпичей купол «ступа». В раннем буддийском сочинении «Дштханикая» о нем сказано: «И ступу надо воздвигнуть для Будды на том месте, где сходятся четыре дороги, и тому, кто у этой ступы по­ложит венок, или что-либо благоуханное, или что-либо разноцветное, или же только почтительно склонится, тому это на долгие времена по­служит к здоровью и счастью».

К самым древним из сохранившихся архитектурных сооружений принадлежит ступа в Санчи, обозначаемая как ступа 1, перестроенная из более древней и меньшей ступы. Она представляет собой полусфе-

198

рический купол, сложенный из крупного кирпича. Он стоит на круглом цоколе диаметром в 31 метр с террасой, служившей для культового об­хода; с южной стороны на террасу поднимаются лестницы. Вокруг ступы прямо по земле идет массивная каменная ограда, лишенная всяких ук­рашений...; по четырем сторонам света в ней сделаны ворота, богато ук­рашенные скульптурой. На полусферическом куполе находится в на­стоящее время дополненная найденными фрагментами хармика — над­стройка с квадратным основанием в форме балкончика, а над ней возвышается проходящий через весь купол до его основания стержень с навершием в виде трех каменных зонтов. Стержень уподоблялся миро­вой оси, хармика - горе Меру, зонты означали три неба. Балюстрада и ворота первоначально были выкрашены в красный цвет, а наружная об­лицовка самой ступы была белой...

Наряду с большими ступами, стоящими под открытым небом, су­щественную роль в раннебуддийском искусстве Индии играют куль­товые и жилые пещеры, прорубленные в каменных склонах гор, пред­ставляющие собой подчас целые монастыри, состоящие из длинного ряда пещер, расположенных друг за другом. Подобные памятники зод­чества не только являются с этих пор характерными образцами индийского искусства, но поскольку ими пользуются также и небуд­дийские религиозные школы (индуистская, джайнская и различные мелкие секты), то они одновременно становятся носителями и посред­никами художественного творчества как в области скульптуры, так и в области живописи, древнейшие индийские образцы которой сохрани­лись только здесь...

Основное место расположения скальных храмов, точнее чайтьий и вихар — Западная Индия, где они вырубались в склонах Западных Гат для буддийских монахов. Здесь находится, например, датируемый еще II веком до н. э. скальный монастырь в Бхадже, в чайтье которого стоит высеченная из скалы гладко отполированная ступа. Небольшой вести­бюль храма украшен крупным настенным рельефом, а на наружной стороне скалы высечен узор, изображающий многоярусное здание. Такого рода имитация наружной архитектуры характерна для подоб­ных скальных храмов и сохраняется вплоть до периода Гуптов, пре­терпевая, однако, изменения в частностях. То же самое можно сказать и о большом, так называемом буддийском окне в форме подковы, слу­жившем единственным источником света в пещерном храме. Гладкие, отполированные колонны, поддерживающие свод бочкообразного по­крытия, образуют как бы боковые нефы, которые служат «тропой» для ритуальной процессии, обходящей ступу. Колонны и покрытие в дей­ствительности лишь имитируют наземные строения, судя по конструк­ции, выполнявшиеся из дерева и потому до нас не дошедшие, — в пе­щерах они не имеют конструктивного значения.

(Моде X. Искусство Южной и Юго-Восточной Азии. С. 38—49)

199

В первые века н.э. появляются индуистские наземные храмы-башни, архи­тектура которых восходит к буддийским храмам. Но' подлинный расцвет стро­ительства индуистских храмов наступит позднее — в эпоху Средневековья.