Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гриненко. Хрестоматия по истории мировой культу...doc
Скачиваний:
24
Добавлен:
25.11.2019
Размер:
8.92 Mб
Скачать

Литература

Ведийская Ведийская литература чрезвычайно богата по своему

литература составу и содержанию. Основной корпус литературы

делится на шрути (слышание) и смрити (запомина­ние). Литература шрути — это священные тексты, полученные, как счи­тается, от богов (посредством мудрецов-поэтов риши, вдохновленных богами). Первое место здесь занимают четыре веды. Следующий слой литературы шрути — это брахманы («объяснения Брахмана») — проза­ические тексты, содержащие предписания и объяснения, относящиеся к ведийским гимнам (X—VII вв. до н.э.). В составе Брахманов выделяют, как особую группу книг,аранъяки («араньяка» — «лесная книга») — это книги, предназначенные для отшельников. И к ним тесно примыкают упанишады (сидение (у ног) учителя) — книги, в которых излагаются учения, передаваемые от учителя к ученику. Каноническими признают­ся 108 упанишад, время их создания от VIII в. до н.э. и до XIV—XV вв. н.э. Упанишады часто называются ведантой, т.е. «конец вед».

Литературы смрити — это многочисленные трактаты, посвящен­ные проблемам ритуала, законодательства и науки. Обычно они отно­сятся к жанру сутр («нить»). К литературе смрити примыкает эпиче­ская поэзия. Две наиболее известные поэмы Древней Индии — «Ма-хабхарата» и «Рамаяна». В первые века н.э. возникают авторская проза, поэзия и драматургия.

Из «Брихадарань- 1. Вначале [все] это было лишь Атманом в виде яка-упанишады» пуруши. Он оглянулся вокруг и не увидел никого кроме себя. И прежде всего он произнес: «Я есмь». Так возникло имя «Я». Поэтому и поныне тот, кто спрошен, отвечает сначала: «Я есмь», а затем называет другое имя, которое он носит. Перед началом всего этого он сжег все грехи, и поэтому он пуруша. Поистине, знающий это, сжигает того, кто желает быть перед ним.

185

2. Он боялся. Поэтому [и поныне] тот, кто одинок, боится. И он поду­мал: «Ведь нет ничего кроме меня, — чего же я боюсь?» И тогда боязнь его прошла, ибо чего ему было бояться? Поистине, [лишь] от второго приходит боязнь.

3. Поистине, он не знал радости. Поэтому тот, кто одинок, не знает радости. Он захотел второго. Он стал таким, как женщина и мужчи­на, соединенные в объятиях. Он разделил сам себя на две части. Тог­да произошли супруг и супруга. «Поэтому сами по себе мы подобны половинкам одного куска», — так сказал Яджнявалкья. Поэтому про­странство это заполнено женщиной. Он сочетался с нею. Тогда роди­лись люди.

4. И она подумала: «Как может он сочетаться со мною после того, как произвел меня из самого себя? Что же — я спрячусь». Она стала коровой, он — быком и сочетался с ней; тогда родились коровы. Она стала кобылой, он — жеребцом; она ослицей, он — ослом и сочетался с ней; тогда родились однокопытные. Она стала козой, он — козлом; она — овцой, он — бараном и сочетался с ней; тогда родились козы и овцы. И так то, что существует в парах, — все это он произвел на свет, вплоть до муравьев.

5. Он узнал: «Поистине, я есмь творение, ибо я сотворил все это». Так он стал творением. Кто знает это, тот находится в этом его творении...

9. И говорят: «Если люди считают, что благодаря знанию Брахмана они станут всем, то что же такое знал Брахман, благодаря чему он стал всем?»

10. Поистине, в начале это было Брахманом. Он узнал себя: «Я есмь Брахман». Поэтому он стал всем [сущим]. И кто из богов пробудился [к этому знанию] тот стал таким же. То же произошло с риши, то же с людьми. Видя это, риши Вамадева понял: «Я был Ману и Сурьей». Так и поныне — кто знает: «Я есмь Брахман», тот становится всем [сущим]. И даже боги не могут помешать ему в этом, ибо он становит­ся их Атманом. Кто же почитает другое божество и говорит: «Оно — одно, а я — другое», тот не обладает знанием. Он — как животное пе­ред богами. Ведь, поистине, как многие животные приносят пользу человеку, так и каждый человек приносит пользу богам. Даже когда бывает взято одно животное, это причиняет неудовольствие, — чего же говорить о многих? Поэтому, им [богам] неприятно, когда люди знают это.

(Упанишады. С. 73-75)