Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гриненко. Хрестоматия по истории мировой культу...doc
Скачиваний:
24
Добавлен:
25.11.2019
Размер:
8.92 Mб
Скачать

О танцах

Как благо танцев не признать:

Вперед шага четыре-пять

И столько же проходишь вспять!

* * *

Я объявляю дураками Всех тех, кто, дрыгая ногами, В прыжках дурацких и круженье Находят удовлетворенье. Но лишь помыслю я о том, Что танец порожден грехом, Я в выводе суровом тверд: Людей навел на танцы черт, Создав для них тельца златого, Дабы унижен был Иегова. От танцев много есть последствий, Весьма тлетворных в младолетстве: Заносчивость и самохвальство, Распутство, грубость и нахальство. Стыдливость в танцах не в чести, — Как тут невинность соблюсти?!

На танцах сверх обычной меры Нас тянет в дом мадам Венеры,

616

Амур нас дразнит, шалопут,

И добродетели — капут!

На всем на этом свете, право,

Я не видал вредней забавы

И омерзительнее срама

В дни сельских праздников в честь храма,

Когда, забыв и стыд и страх,

Не только поп, но и монах

С толпой мирян во грех сей тяжкий

Впадает, оголяя ляжки, —

Кой-что еще назвать я смог бы!

Им танцы — лакомее смоквы!

Об астрологах

Глупцов безмозглых предсказанья Мозг обрекают на терзанья. Что бог судил нам в мире этом, То по созвездьям и планетам, Забыв, что ими правит бог, Предречь нам тщится астролог, Как будто мы постигнуть можем, Что уготовил промысл божий... Да, чернокнижья лжеученье Теперь для многих — увлеченье! Как простолюдье, так и знать Все тайное хотят познать — И обязаться чем угодно. Но все напрасно, все бесплодно!

(Брант С. Корабль дураков. С. 77— 78,85)

Из «Фацетии» Генрих Бебель (около 1472 — около 1518 гг.) немецкий Г. Бебеля гуманист. Его « Фацетии» написаны на основе фольклор-

ного материала.

Рыцарь и мельник

Был один рыцарь, который решил повесить своего мельника, ули­ченного в воровстве. Когда мельник уже взошел на виселицу, рыцарь стал просить заклинать и умолять его, чтобы он назвал ему хоть одного мельника, честного и надежного. Мельник клятвенно заверил, что ни­кого не может назвать. «Если это так, — сказал рыцарь, — сойди с по­моста и живи! Мне лучше иметь дело с тобой, чем с другим, может быть, еще более жадным вором».

617

О человеке, которого на море застала буря

Один человек, когда на море поднялась буря, начал жадно есть со­лонину, говоря, что сегодня он сможет пить больше, чем когда-либо.

О человеке, которого должны были повесить!

Когда одного вора вели на виселицу, то священник, приставленный к нему для поддержки и утешения (как полагается), пообещал ему веч­ное блаженство и обнадежил, что тот будет ужинать со всевышним, если пойдет на смерть, очистившись от своих грехов. Вор, обратившись к священнику, сказал: «...Если так, благой отец, поужинай за меня ты, а я тебе за оказанную услугу подарю два богемских талера»...

Король и нищий

...Нищий попросил у Альбрехта, герцога Саксондкого, пфенниг во имя родства, которое их связывает. «Откуда взялось это родство?» — спросил герцог. Тот ответил: «От Адама — нашего всеобщего родите­ля». « Пошел прочь! — сказал герцог. — Если я стану давать всем та­ким родственникам хоть по одному пфеннигу, то мне не хватит ни гер­цогства, ни моего отцовского наследства».

(Бебель Г. Фацетии. С. 28,86, 144-145)

Театр и драматургия

С самого начала итальянского Возрождения драматургия античных ав­торов изучалась столь же внимательно, что и другие литературные произве­дения. Но они скорее считались предназначенными для чтения, нежели для постановки в театре. В кружке профессора римского университета Помпо-ния Лето (1427—1497 гг.) впервые при чтении античных драм Плавта вслух их начали читать в лицах. Затем возникает мода при итальянских дворах разыгрывать комедии Плавта и Теренция на латинском языке. В конце XV в. итальянский гуманист Батиста Гуарини начал переводить эти произведения на современный ему итальянский язык. Подобного рода спектакли превра­щались в пышные зрелища с роскошными декорациями, играли в них обыч­но молодые придворные. В начале XVI в. в Италии возникает так называ­емая «ученая комедия» — это пьесы, написанные по-итальянски учеными-гуманистами, обычно использующие сюжеты и персонажи античной драматургии. Творцом новой драматургии по праву считают Лудовико Ари-осто (автора прославленной поэмы «Неистовый Роланд»), написавшего пье­сы «Комедия о сундуке», «Подмененные», «Студенты» и др. Внесли свой вклад в развитие итальянской комедии и Никколо Макиавелли, написавший «Мандрагору», Джордано Бруно и многие др. Важным этапом в развитии этого жанра стали комедии Пьетро Аретино (1492—1556 гг.), который дале­ко отошел от античных образцов.

618

Еще два жанра гуманистического театра — это трагедия и пастораль. Тра­гедия была еще ближе, чем комедия, к античным образцам, для нее характер­но было нагромождение ужасов и диких страстей, потому в эту эпоху она так и не обрела собственное лицо. Пастораль имела своей основой римскую (вос­ходящую к александрийской) буколическую поэзию. Героями пасторали были изнеженные и благородные пастухи и пастушки, действие разворачивалось на фоне природы, воспевалась любовь избранных натур. Место рождения па­сторали — Феррара, а наиболее известный драматург, работавший в этом жан-j ре, — Торкватто Тассо. • I

Из народного фарса и городского карнавала в Италии к середине XVI в. вы­растает и оформляется театр импровизационной комедии — комедия делъ арте.

Из "Комедии Пъетро Аретино (1492—1557 гг.) — сын сапожника из

о придворных Перуджи, в молодости занимался переплетным делом, нравах» Аретино живописью, самоучкой выучил латынь, переехал в Рим • и занялся литературной деятельностью. Прославился как самый остроумный и беспощадный насмешник своего времени, он даже полу­чил прозвище «Бич государей». Свой острый язык использовал для вымога­тельства подарков и пособий, действуя совершенно беспринципно. Спасаясь от врагов, которых сам себе нажил; перебрался в Венецию (которую остере­гался задевать). Он написал пять комедий на итальянском языке на совре­менном cmv мятрпия по

менном ему материале.

В «Комедии о придворных нравах» действие происходит в Риме, куда по настоянию родителей приехал молодой провинциал, чтобы сделать карьеру — стать кардиналом (а то и папой). Главными героями комедии являются по сути дела слуги, которые всех дурачат и над всеми издеваются — здесь уже заметен серьезный отход от древнеримской традиции, где рабы и слуги всегда благо­родны и преданы своим господам. Ниже приводится отрывок, где слуги рас­суждают о господах.

Россо Наш хозяин самый благородный палач, самый отменный не­годяй и самый почтенный осел во всей Италии. Что бы там ни говорили, но не прошло и тысячи лет, как он был в одной компании с Сарапика, а теперь можно с ним разговаривать только в полнолуние.

Каппа И, уж, конечно, соврал бы тот, кто вздумал бы утверждать, будто он не сволочь. Да я и сам заметил одну его вшивую под­лость — он говорит слугам, которые к нему нанимаются: «За месяц вы испытаете меня как хозяина, а я за месяц испытаю вас как слугу; если я вам понравлюсь, вы останетесь в доме, а если вы мне не понравитесь, вам придется уйти», а в начале следующего месяца он говорит: «Вы мне не подходите».

Россо А, понимаю, в чем хитрость: таким способом он достигает того, что его хорошо обслуживают, а жалованья он не платит.

Каппа Хорош гусь! Вроде смешно и жутко, потому как и в бога-то перестаешь верить, когда видишь этакую скотину, которая, опершись на двух лакеев, заставляет шнуровать ему башма-

619

ки, и, если шнурки оказываются разной длины и концы их не сходятся, он начинает орать благим матом.

Россо А ты забыл про надушенную бумагу, которую ему приносят в нужник на серебряном подносе, и о том, что он не станет ею подтираться, покамест ее предварительно не пригубят?

Каппа Ха-ха! Мне смешно, когда в церкви за каждую «Богородицу», прочитанную стоящим перед ним пажем, он отсчитывает столько же «Отче наш» на своих четках. И разве не потешно, когда означенный паж, прежде чем зачерпнуть святой воды, целует собственный палец и, погрузив его в воду и отвесив самый что ни на есть испанский поклон, подносит хозяину кончик этого пальца, которым мерзавец крестит себе лоб?

Россо Ха-ха! Это, пожалуй, почище бывшего приора в Капуе, кото­рый, когда собирался помочиться, заставлял одного пажа раз­вязывать ему гульфик, а другого — вытаскивать оттуда соло­вья, а когда ему расчесывали бороду, он ставил перед собой лакея с зеркалом в руке, и, если, на беду, какой-нибудь волос выбивался, цирюльнику было худо.

Каппа Скажи, а ты не обращал внимания на те фиговины, какие он выкидывает, когда чистит зубы после еды?

Россо Как — не обращал? Конечно, обращал. Прямо не наглядишь­ся, с каким старанием он это делает. В течение чуть ли не трех часов он растирает их водой, салфеткой и пальцем, а потом на любую услышанную шутку он нарочно разевает рот до отка- зу, чтобы видны были его белые зубы. А разве не уморитель-

но, с какой важностью он расхаживает, закручивает себе во­лосы на бороде и похотливым взором разглядывает других? Каппа Давай как-нибудь темной ночью стукнем его топориком по

башке. А там будь что будет.

Россо Что ж, стукнем, и пусть послужит это в назидание другим, подобным ему. Однако вот и Валерио. Боюсь, не подслушал ли ohl Пошли-ка отсюда.

(Аретино Пъетро. Комедия о придворных нравах. С. 338—339)

Итальянский театр дал начало еще двум интереснейшим явлениям — ис­панскому*! английскому театру. Испанский театр возникает в XV в., его пер­выми драматургами были Хуан дель Энсиса (1469—1534 гг.), писавший пас­торали, и Торрес Наарро (ум. ок. 1531 г.), писавший «ученые комедии». Но подлинным основоположником национального театра стал Лопе де Руэда (1510—1565 гг.) — актер, драматург и директор труппы, которая в течение двад­цати лет разъезжала по всей Испании. Большой вклад в развитие испанской драматургии внес Мигель де Сервантес Сааведра (1547—1616 гг.), автор про­славленного «Дон-Кихота». Ярчайшим драматургом Испании был Лопе де Вега (1562—1635 гг.). Работоспособность его была легендарной: по подсчетам со­временников, он написал около 1800 пьес светского характера и около 400 на

620

религиозные темы. До наших дней дошло около 500 пьес, но и это число не превзойдено поныне ни одним драматургом мира. В пять лет он уже читал по-испански и по-латьни, с детства сочинял стихи и пьесы. Сын дворянина, он вел жизнь богатую приключениями: воевал, дрался на дуэлях (и сидел за это в тюрьме), участвовал в походе «Непобедимой Армады», к счастью, вернувшись из него живым. Язык Лопе де Вега, сохраняя поэтичность, впитал простоту разговорной речи, фабула в его пьесах обрела логику развития, он избавился от искусственного нагромождения ужасов старой трагедии и вульгарности пре­жней комедии; многие его пьесы строятся на эпизодах национальной исто­рии. До сих пор пьесы Лопе де Вега идут на сценах лучших театров мира.

Английский театр возникает только в. конце XVI в. Протестантские ре­формы, проведенные Генрихом VIII, и борьба с папством при Елизавете Ве­ликой привели к запрещению мистерий, популярностью пользовались в Анг­лии моралите и фарсы. Проникновение в страну идей итальянского Возрож­дения привело сначала к подражанию итальянским пасторалям, но уже скоро возникает национальная комедия и трагедия. Конец XVI — начало XVII в. характеризуется появлением «университетских умов». Это прозвище полу­чила группа драматургов (Марло, Кид, Грин и др.), так как все они учились в университетах и были очень образованными людьми. Истинным родоначаль­ником английской драматургии является Кристофер Марло (1564—1593 гг.) — сын сапожника, он окончил Кембриджский университет, отказывается от от­крывшейся для него духовной карьеры и поступает актером в труппу (про­фессиональные актеры в Англии, как и в других европейских странах, счита­лись людьми «второго сорта» и в королевских указах приравнивались к бро­дягам). Позднее он полностью переходит к литературной деятельности. Наиболее известные его пьесы — «Тамерлан Великий», «Трагическая исто­рия доктора Фаустуса», «Эдуард II», последняя написана на тему из англий­ской истории. Популярность театра все время росла, и в Лондоне было постро­ено несколько специальных театральных зданий — -но все за чертой города, так как театр считался злостным рассадником «непристойных, неприличных, бесстыдных речей». В одном из этих зданий помещался «Глобус» — театр, с которым были связаны жизнь и творчество Вильяма (Уильяма) Шекспира (1564—1616 гг.). Творчество Шекспира — это вершина ренессансной драма­тургии. Родом из семьи состоятельного торговца, около 1587 г. Шекспир по­кидает свой дом (в Стратфорде-на-Эйвоне) и присоединяется к одной из ак­терских трупп. Вскоре он уже в Лондоне, и на сцене ставятся его первые пье­сы. Шекспир как актер и драматург работает до 1612 г. в труппе «Слуги лорда Камергера» (позднее — «Слуги короля»), после чего возвращается в родной город. Шекспир написал 37 пьес, некоторые — на сюжеты «Декамерона» («Гам­лет», «Ромео и Джульетта»), ряд — на темы английской истории («Ричард III», «Генрих IV», «Генрих V», «Генрих VI» и др.), на античные и сказочные сюже­ты и т.п. Шекспир остается до сих пор самым современным из всех ренессанс-ных драматургов.

Из «Гамлета» Быть иль не быть — таков вопрос;

Шекспира Что благородней духом — покоряться

Пращам и стрелам яростной судьбы Иль, ополчась на море смут, сразить их,

621

Противоборством? Умереть, уснуть —

И только; и сказать, что сном кончаешь

Тоску и тысячу природных мук,

Наследье плоти, — как такой развязки

Не жаждать? Умереть. Уснуть. Уснуть!

И видеть сны, быть может? Вот в чем трудность!

Какие сны приснятся в смертном сне,

Когда мы сбросим этот бренный шум, —

Вот что сбивает нас; вот где причина

Того, что бедствия так долговечны;

Кто снес бы плети и глумленье века

Гнет сильного, насмешку подлеца,

Боль презренной любви, судей медливость,

Заносчивость властей и оскорбленья,

Чинимые безропотной заслуге,

Когда б он сам мог дать себе расчет

Простым кинжалом? Кто бы плелся с ношей,

Чтоб охать и потеть под нудной жизнью,

Когда бы страх чего-то после смерти —

Беззвестный край, откуда нет возврата

Земным скитальцам, — волю не смущал,

Внушая нам терпеть невзгоды наши

И не спешить к другим, от нас сокрытым?

Так трусами нас делает раздумье,

И так решимости природный цвет

Хиреет под налетом мысли бледным,

И начинанья, взнесшиеся мощно,

Сворачивая в сторону свой ход,

Теряют имя действия...

(Шекспир В. Гамлет. С. 194-195)

Музыка

Музыка Возрождения в своих первоначальных формах сложилась в XVI в. ...как направление Аре нова в Италии и Франции. В последу­ющие столетия оно выдвинуло ряд новых полифонических школ: анг­лийскую (Данстейбл, XV в.), нидерландскую школу (XV—XVI вв.), римскую, венецианскую, французскую, немецкую, польскую, чешскую и др. (XVI в.). Профессиональное многоголосие развилось на почве на­ционального народного творчества, влиявшего на светскую и церков­ную музыку. Церковь утратила прежнюю монополию в профессиональ­ной музыке. Получили самостоятельное развитие различные жанры

622

светского... музыкального искусства, наполненные гуманистическим содержанием и яркой образностью...

В пышном и выразительном стиле духовных мотетов и месс франко-фламандских мастеров (Жоскен Депре, Орландо Лассо), в праздничном и красочном культовом искусстве венецианцев (А. и Дж. Габриели) об-наруживаются светские гуманистические устремления Возрождения настолько сильные, что в период контрреформации ставится вопрос об изгнании многоголосия из религиозного культа. И только музыкальная реформа главы римской школы Палестрини... спасла полифонию для католической церкви. Освободительное движение народных масс в эпо­ху Возрождения породило протестантские гимны — чешские (гуситские песни), немецкие (лютеровский хорал), французские (гугенотские псал­мы Гудимеля), польские (псалмы Гомулки) и др. Возрождение дало мощ­ный толчок развитию инструментальной музыки... Эпоха Возрождения завершилась возникновением самостоятельного стиля оркестрово-ан-самблевой и органно-клавирной музыки (А. и Дж. Габриели) и создани­ем новых музыкальных жанров — оперы, кантаты, оратории, сольной песни, с которыми связано утверждение гомофонии и возрастание роли основных ладов современной музыки — мажора и минора.

(Штейнпресс Б.С., Ямпольский И.М. Энциклопедический музыкальный словарь. С. 95—96)