Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гриненко. Хрестоматия по истории мировой культу...doc
Скачиваний:
24
Добавлен:
25.11.2019
Размер:
8.92 Mб
Скачать

Религия и церковь

Начало формирования христианской церкви (как организации) можно отнести ко II в. До этого существовали лишь отдельные, слабо связанные между собой христианские общины; в их жизни важную роль играли апостолы и про­роки, которые переходили с место на место, устно и письменно наставляя ве­рующих. Во II—III вв. идет процесс образования клира (священнослужителей), который противопоставляется мирянам (простым верующим). К клиру пер­воначально относились дьяконы, пресвитеры и епископы (от греч. — надзи­ратели), последние первоначально занимались имуществом и деньгами общи­ны. Уже в конце II в. епископы начинают играть важнейшую роль не только в хозяйственных, но и в идеологических вопросах. В III в. появляются митро- • политы — руководители отдельных церквей, а в IV—V вв. и патриархи — ру­ководители церковных объединений (в Риме патриарх стал называться «па­пой»). Объединения отдельных общин в епископства, митрополии и патри­архии происходили в основном по территориальному признаку и в соответствии с административным делением Римской империи. В начале IV в. выделились Римская, Антиохийская, Александрийская и Иерусалимская пат­риархии (последняя считалась самостоятельной только в силу священного авторитета), а затем к ним присоединяется еще и Константинопольская. Пос­ле разделения Римской империи на Западную и Восточную в Западной Рим­ской империи оказывается по сути дела только Римская патриархия, а в Ви­зантии — все остальные (хотя вопрос о подчинении различных территорий тому или иному патриарху очень сложен, особенно по отношению к вновь обращенным в христианство народам).

482

В IV в. на востоке зарождается монашество, сыгравшее позднее важную роль в сохранении и развитии европейской культуры.

На протяжении всего первого тысячелетия церковь постоянно раздирали и потрясали различного рода богословские споры, приводившие к появлению различных сект, направлений и течений в христианстве. У самих церковных историков того времени можно обнаружить упоминания о более чем 150 раз­личных сектах, существовавших только в I—V вв. Для решения этих споров, а также различных церковных проблем собирались соборы, семь из которых признаются (и православными, и католиками) Вселенскими.

К числу самых значительных споров, вокруг которых кипели особенно жаркие страсти, относятся проблема триединства Бога (в частности, вызвав­шая к жизни арианскую ересь) и проблема природы Христа. Христологиче- ' ские споры, связанные с последней, привели к первому крупному расколу хри­стианской церкви, от которой отделились монофизиты, признающие только одну — божественную — природу Христа, тогда как остальные признали двой­ственную — и божественную, и человеческую. К монофизитским церквам от­носятся Эфиопская, Коптская (Египетская) и Армянская (в Армении хрис­тианство стало государственной религией еще в 301 г., т.е. раньше, чем в ка­кой-либо иной стране мира).

В VIII—IX вв. Византию потрясла борьба иконоборцев и иконопочитате-лей; император Лев Исавр (716—741 гг.) в 726 г. издает свой первый указ про­тив иконопочитания. По его приказу иконы уничтожались, фрески и мозаики замазывались; духовенство и монашество, которое сопротивлялось этому, из­гонялось и уничтожалось. Заодно у церквей и монастырей отбирались их бо­гатства и, в частности, громадные земельные наделы, принадлежавшие им. Иконопочитание было восстановлено при Ирине (775— 802 гг.), но гонения на иконопочитателей возобновились при Льве Армянине (813—820 гг.), и окон­чательно Иконопочитание было восстановлено при Феодоре в 843 г.

В IX—XI вв. обостряются противоречия между константинопольской и римской церквами. В сущности, в основе этих разногласий лежала борьба за главенство в церкви. Кроме того, римская церковь постепенно ввела ряд но­вовведений (крещение путем обливания, а не погружения, причащение прес­ным хлебом вместо квасного и т.п.), а самое главное — изменила одну из ста­тей Никео-Цареградского Символа Веры, где к словам о том, что Дух Святой исходит от Бога Отца, было добавлено «и от Сына». В 1054 г. произошел окон­чательный разрыв между церквами, существующий до сих пор. За западной (римской) церковью постепенно утвердилось название «католическая» («все­ленская»), а за восточной — «православная» («ортодоксальная»). Перед уг­розой турецкого завоевания и в надежде на помощь Запада в 1439 г. была за­ключена Флорентийская уния, по которой восточная церковь признавала гла­венство папы римского. Но Запад никакой реальной помощи не оказал, и вскоре уния была разорвана.

Монофизитство Ниже приводится текст, описывающий один из сложней­ших периодов становления православного вероучения. Он показывает, как на практике шли богословские споры и к каким реальным последствиям это приводило.

483

Сущность монофизитства состоит в утверждении, что Христос хотя рожден из двух природ или естеств, не в двух пребывает, так как в акте воплощения неизреченным образом из двух стало одно, и человече­ская природа, воспринятая Богом-Словом, стала только принадлежно­стью Его божества, утратила всякую собственную действительность и лишь мысленно может различаться от божественной. Монофизитст­во определилось исторически как противоположная крайность друго­му, незадолго до этого осужденному, воззрению — несторианству, ко­торое стремилось к полнейшему обособлению или разграничению двух самостоятельных природ в Христе, допуская'между ними только внеш­нее или относительное соединение или обитание одного естества в дру­гом, — чем нарушалось личное или ипостасное единство Богочелове­ка. Отстаивая истину этого единства против Нестория, главный защит­ник православия в этом споре, св. Кирилл Александрийский, допустил в своей полемике неосторожное выражение «единая природа Бога-Сло­во, воплощенная», что было разъяснено в православном смысле самим Кириллом, но после его смерти (444) фанатическими его сторонника­ми перетолковывалось в смысле исключительного единства Божествен­ной природы, несовместимого (по воплощении) с сохранением действи­тельной человечности. Когда такой взгляд, утвердившийся в Египте, стал проповедоваться и в Константинополе малоученым, но популяр­ным среди монахов и при дворе архимандритом Евтихием, местный патриарший собор осудил это учение как ересь и низложил его упор­ного поборника (448), о чем патриарх, св. Флавиан, сообщил римско­му папе, св. Льву Великому, а Евтихий, после безуспешной жалобы в Рим, нашел себе опору в императоре Феодосии II (через влиятельного евнуха Хрисафия) и в преемнике Кирилла на александрийском патри­аршестве — Диоскоре. Созванный императором в Эфесе собор еписко­пов (так называемый разбойничий, 449) осудил Флавиана и оправдал Евтихия. Папский легат, диакон Иларий, заявил формальный протест и бежал в Рим, где папа немедленно объявил Диоскора отлученным от церкви, а все сделанное в Эфесе — недействительным. Диоскор, вер­нувшись в Александрию, анафематствовал в свою очередь папу Льва. Смерть императора Феодосия II (450) дала делу новый оборот. Импе­ратрица Пульхерия и соправитель ее Маркиан выступили решительно против монофизитства и александрийских притязаний. Сторонник Диоскора Анатолий, поставленный им в патриархи на место Флавиа­на, поспешил изменить своему покровителю и вслед за императором обратился к папе Льву с просьбой о восстановлении церковного по­рядка. Созванный в Халкидоне вселенский собор осудил монофизит-ство, низложил Диоскора, принял догматическое послание папы как выражение православной истины и в согласии с ним составил опреде­ление, по которому Христос исповедуется как совершенный Бог и со­вершенный человек, единосущный Отцу по божеству и единосущный

484

нам по человечеству, пребывающий и по воплощении в двух природах неслиянно и нераздельно, так что различие двух природ не устраняет- ся через их соединение, а сохраняется особенность каждой природы при их совпадении в едином Лице и единой ипостаси. Решения Халки- донского собора (451) не были приняты в Египте и Армении, а также отчасти в Сирии и Палестине, и монофизитство доселе отстаивает свою догматическую и церковную самостоятельность в этих странах (яко- виты, армяно-грегориане, копты, эфиопы).

Вернувшись из Халкидона монофизитский монах Феодосии под­нял в Палестине народное восстание в пользу осужденной ереси, Иеру­салим был взят и разграблен мятежниками; по восстановлении поряд­ка императорскими войсками Феодосии бежал на Синай, откуда про­должал действовать в пользу монофизитства. В Александрии также произошел мятеж, причем отряд воинов был заперт и сожжен восстав­шей чернью в бывшем храме Сераписа. Поставленный на место Диос-кора православный патриарх Протерий был изгнан народом. Восста­новленный военной силой, он был через несколько лет во время ново­го мятежа убит в церкви (457) и на его место поставлен народом глава противохалкидонской партии Тимофей Элур (Кот). Под впечатлени­ем этих событий император Лев I сделал запрос всем епископам и глав­ным архимандритам империи: следует ли стоять на решениях Халки-донского собора и не возможно ли соглашение с монофизитами (460). Огромное большинство голосов (около 1600) высказал ось за православ­ный догмат; Тимофей Элур был низложен и замещен умеренным и миролюбивым Тимофеем Салофакиалом. Между тем монофизиты ста­ли усиливаться в Сирии, где их глава Петр Суконщик завладел патри­аршим престолом, выставил как девиз истинной веры «Бог был рас­пят» и прибавил к трисвятому гимну (Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный) слова «распятый за нас». Сторонником моно­физитства оказался император Василиск (474—476), заставивший 500 епископов подписать окружное послание, в котором отвергался Хал-кидонский собор. Василиск был низложен Зеноном, который хотел восстановить церковный мир посредством компромисса между право­славием и монофизитством. С этой целью им был издан в 482 г. объ­единительный указ — генотикон. Следствием этой затеи был 35-летний разрыв церковного общения с Западом и усилившиеся смуты на Вос­токе. В Египте после смерти обоих Тимофеев, несколько раз вытесняв­ших друг друга с патриаршего престола, такие же отношения устано­вились между умеренным монофизитом Петром Монгом и православ­ным Иоанном Талайя, и сверх того явилась другая партия крайних монофизитов, отказавшихся принять генотикон Зенона и отделивших­ся от своего иерархического главы Петра Монга, вследствие чего они прозывались акефалами (безглавыми). В Сирии после смерти Петра Суконщика (488) вождем монофизитов выступили иерапольский епис-

485

коп Филоксен, или Ксенайя, который терроризировал население пре­данными ему шайками фанатических монахов (между прочим право­славный антиохийский патриарх был замучен до смерти в своем ка­федральном храме...)

(Христианство: Энциклопедический словарь. С. 171—172)

В дальнейшем византийское правительство решило вернуться к решени­ям Халкидонского собора, были восстановлены отношения с Западом (519), монофизитские иерархи низложены. Большинство монофизитов нашли убе­жище в Египте, среди них произошел ряд расколов и возникло несколько сект. Монофизитство породило также монофелитство (учение о единой воле Хри­ста), вокруг которого еще долгое время шли церковные споры.