Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гриненко. Хрестоматия по истории мировой культу...doc
Скачиваний:
24
Добавлен:
25.11.2019
Размер:
8.92 Mб
Скачать

Архитектура и строительство

В начале XX в. в архитектуре, как и других видах искусства, широкое рас­пространение получает стиль модерн, но наряду с ним идет обращение и пере­осмысление прошлого: расцветает нео(псевдо)готическш стиль (в Восточной Европе — неовизантийский), а также национальный романтизм. Для модерна, наиболее своеобразного течения, характерны отсутствие симметрии, разно­образие декора, изощренное оформление фасадов и т.п.

В период между Первой и Второй мировыми войнами на первый план вы­ходит жилищная архитектура. Именно относительно нее провозглашается программа новой рациональной архитектуры. Самым знаменитым предста­вителем этого течения является швейцарец Ш. Э. Жаннере (Ле Корбюзье). На мировую архитектуру при этом серьезно воздействует научно-техниче­ский прогресс: появляются железобетонные конструкции, позволяющие воз­водить здания повышенной этажности (небоскребы), каркасные конструкции,. где возможным становится сплошное остекление стен, и т.п.

Во второй половине XX в. наиболее ярким течением является постмодерн.

О постмодерне На сегодняшний день постмодерн в философии и искусстве представляется еще открытой ареной столкновений конкурирующих друг с другом сил. Однако среди них все же можно выделить три основных течения:

1) поздний модерн, или трансавангард;

2) постмодерн как анархизм стилей и направлений мышления;

3) постмодерн как постмодерный классицизм в архитектуре и пост-модерный эссенЦиализм, или неоаристотелевский синтез учения о ес­тественном праве с либерализмом в философии.

Поздний модерн представляет собой постмодернизм как усиление модерна, как эстетика предбудущего времени и превосхождение идеа­ла современности. Примат нового требует от модерна, который грозит стать классическим, преодолеть, превзрйти самого себя. Демон модер­низации требует от нового, грозящего стать старым, усиления нового. Нововведения в позднем модерне имеют значение нового в новом. Так возникают варианты превосхождения авангарда в трансавангарде и у «новых Новых» — nuovi-nuovi (как называет себя одна итальянская

829

группа), — варианты усиления авангарда, в которых заметны как сле­ды диктата модерна, так и определенная ироническая дистанция по поводу давления со стороны нового.

Второй, анархический, вариант постмодерна следует лозунгу Поля Файерабенда Anything goes — все дозволено — с его раскрепощающим потенциалом эстетического и методического анархизма и опасностью вседозволенности и эклектицизма, которые свойственны анархическо­му плюрализму. После господства функционалистского пуризма в ар­хитектуре и алогических «испанских сапог» в научно-теоретическом исследовании возможности расширения опытной и изобразительной сферы за счет новой колоритности необозримы. Вседозволенность, ве­роятно, представляет опасность для художника и философа тоже, так как сюжет и форма выражения больше не оказывают ему сопротивле­ния и не устанавливают ограничений, которые могли бы отрицательно повлиять на субъективность...

Для модерна, ставшего классическим, функционализм имел двой­ственное значение — значение эстетически притязательной програм­мы оформления и технико-экономическое значение, направленное на удешевление продукции. И то и другое требование китч хозяйствен­но-строительного функционализма уже не выполняет. Эстетический стиль, который 60—70 лет тому назад выступал в роли освободителя, поскольку он оказался в состоянии разбить оковы историцизма, сегод­ня, в условиях угрожающей утраты исторического аспекта вообще, ста­новится уже не критическим, но усиливающим ложное направление развития. Не выполняется сегодня и второе историческое условие для эстетической и социальной правомерности функционализма — удешев­ление продукции. Производство больше не требует функционального, стандартизированного дизайна для налаживания простых технологи­ческих процессов массового производства. Управление производством с помощью микропроцессоров дает возможность запустить более слож­ные и мелкосерийные производственные процессы, поэтому сегодня больше нет и прежних преимуществ блочного строительства — боль­шей гибкости и большего простора для индустриальных методов. Ис­пользование в строительстве готовых блочных деталей сегодня дороже, чем традиционный способ, поскольку транспортные расходы превы­шают экономию, возникающую из массового производства (economies of scale).

Модуль, включаемый в различные комбинации, и заранее готовая строительная деталь утратили свое архитектурное и оформительское значение. Тот факт, что все это напоминает неорганический мир моле­кул и атомных моделей, производит во все более технизированном, удаляющемся от природы городском мире отнюдь не освобождающее впечатление, а, напротив, усиливает чувство отчужденности вследствие невыразительной произвольности блочных конфигураций. Модернист-

830

екая программа единства техники и искусства утратила в технизиро­ванной среде свой прежний потенциал раскрепощения. Идеал бдно-временности технического и художественного развития утрачивает свою привлекательность, люди больше не воспринимают технику как нечто освобождающее, а ощущают, что им все больше приходится при­спосабливаться к техническому миру или даже становиться в этом мире лишними. Сегодня требуется не приспособление искусства к техниче­ской среде, а приспособление технического развития к культурной и человеческой среде.

(Козловски П. Культура постмодерна. С. 36—60)